Прекращение поставок по ленд-лизу

Автор: Rzheshevskij. Опубликовано в Американская история о второй мировой войне

is-29Следует обратить внимание еще на одну деталь, свя­занную с ленд-лизом. Летом 1945 года решением президен­та США Гарри С. Трумэна поставки в Советский Союз по ленд-лизу были в одностороннем порядке произвольно пре­кращены. И дело тут не в том, что окончилась война в Европе.

Это был «новый подход» американской адми­нистрации к вопросу оказания экономической помощи Советскому Союзу, который остро нуждался в получе­нии кредитов и поставок промышленного оборудования из США для восстановления народного хозяйства. Ма­териальные разрушения в Советском Союзе были огром­ны.

Немецко-фашистские захватчики разрушили и со­жгли 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, свыше 6 млн. зданий, разрушили 31850 промышленных пред­приятий, 65 тысяч километров железнодорожной колеи и 4100 же­лезнодорожных станций, разорили и разграбили 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций, лишили крова около 25 млн. человек.

Прямой ущерб, причиненный Советскому Союзу Германией и ее сателлитами на временно оккупированной территории, составил 679 млрд. рублей. Весь же ущерб с учетом воен­ных расходов и потери доходов от народного хозяйства оккупированных областей достигал колоссальной сум­мы - 2 трлн. 569 млрд. рублей.1

Соединенные Штаты не только не пострадали, ио и разбогатели во время войны. Казалось бы, именно Со­единенные Штаты должны были помочь Советскому Со­юзу, как своему союзнику в восстановлении народного хозяйства, тем более, что речь шла не о какой-то бла­готворительности или безвозмездной помощи, а о пре­доставлении СССР долгосрочных государственных кре­дитов на договорной основе и о размещении в США советских заказов на промышленное оборудование.

Но американская администрация решила воспользоваться, как она полагала, «слабостью» СССР и добиться от него отказа от самостоятельной политической линии на меж­дународной арене. Посольство США в Москве писало летом 1945 года в госдепартамент: «Нет никаких основа­ний, ни экономических, ни политических, для предо­ставления американского правительственного займа без получения эквивалентных политических уступок».

В сен­тябре 1945 года в Москве находилась американская деле­гация во главе с председателем комитета конгресса по послевоенной экономической политике и планированию У. Кольмером. Д. Гэддис в книге «США и возникнове­ние холодной войны 1941-1947» отмечает, что «Кольмер и его коллеги требовали, чтобы Советский Союз в обмен на американский заем изменил всю систему прав­ления и отказался от своей сферы влияния в Восточной Европе».

Л. Роуз, специализирующийся по проблемам между­народных отношений в годы войны, в своей работе «Со­мнительная победа. Соединенные Штаты и окончание второй мировой войны» отмечает, что ряд американских должностных лиц, особенно А. Гарриман и помощник государственного секретаря по экономическим вопросам У. Клейтон, решительно требовали отказать Советско­му Союзу в послевоенных кредитах, «пока он не изме­нит своего поведения»2.

Таким образом, нет, и не могло быть речи о «беско­рыстной» позиции американского правительства в во­просе о ленд-лизе. Нет, и не может быть речи о «решаю­щей» роли американских поставок по ленд-лизу ни на одном из этапов Великой Отечественной войны, и тем более в достижении окончательной победы над врагом.

670 советских танков действовали в труднейшее для СССР время в конце 1941 года в битве под Москвой, более 6000 танков и самоходных орудий, 41600 орудий и 7500 самолетов участвовали в Берлинском сражении. Это была боевая техника советского производства. Не­умолимая логика исторических фактов все расставляет на свои места.

1 История внешней политики СССР. 1917-1945, т 1. М., 1976, с.479.
2 Rose L. Dubious Victory. The United States and the End of World War II.
   Kent, 1973, p.64.