Искусный маневр сил и средств
Сталинградская битва длилась шесть с половиной месяцев (с 17.07.1942 года по 02.11.1943 года). Боевые действия развернулись на площади около 100 тысяч км2, а протяженность линии фронта составляла от 400 до 850 км. На отдельных этапах в сражении с обеих сторон участвовало свыше 2 млн. человек, свыше 2 тысяч танков и САУ, более 2,5 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудии и минометов1.
Окружив и ликвидировав под Сталинградом 330-тысячную группировку противника, Советская Армия перешла в общее наступление на нескольких фронтах. С середины ноября 1942 и до конца марта 1943 года было разгромлено свыше 100 дивизий противника. Общие потери гитлеровцев в течение второго года Великой Отечественной войны составили 2,7 млн. солдат и офицеров. Это был удар сокрушительной силы по всему фашистско-милитаристскому блоку.
Битва под Сталинградом явилась торжеством советского военного искусства, его превосходства над военным искусством немецко-фашистской армии. В ходе оборонительного сражения враг был измотан, а затем и разгромлен в глубокой по замыслу и сложнейшей по проведению операции на окружение.
Высокая оценка победы советских войск в Сталинградской битве была дана Ф. Рузвельтом в Почетной грамоте городу Сталинграду. В ней говорится: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13.09.1942 года по 31.01.1913 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против сил агрессии».
Наиболее обстоятельно, по американским буржуазным критериям, Сталинградская битва исследована в книге Э. Зимке «От Сталинграда до Берлина», где ей посвящено две главы. Историк из Пентагона по-своему оценивает ее значение. «В стратегическом плане, - пишет Зимке, - Сталинград частично волей случая, частично преднамеренно, стал центральным пунктом, одной из решающих битв второй мировой войны»2.
Основные усилия Зимке сосредоточивает на том, чтобы принизить роль советского военного искусства в битве на Волге. Он безапелляционно заявляет, будто победа под Сталинградом была «в большей степени следствием ошибок Гитлера, чем результатом советского военного искусства».
Одновременно «запускается в оборот» ложный тезис о численном превосходстве советских войск к началу контрнаступления. По данным, публикуемым в книге Зимке, 1 млн. советских войск якобы противостояло только 500 тысяч немецких войск и их союзников.
Нетрудно заметить, что в этом случае имеет место попытка, прибегнув к официальной публикации, вновь использовать разоблаченные много лет назад в советской и мировой военно-исторической литературе аналогичные утверждения Манштейна, Типпельскирха, Цейтцлера и других гитлеровских генералов.
Известно, что по личному составу перевес в соотношении сил сторон под Сталинградом у Советской Армии к началу контрнаступления был незначительным (1103 тыс. личного состава советских войск противостояла группировка противника, которая насчитывала 1011500 человек)3.
Что касается направлений главных ударов, то советское командование действительно сумело создать там определенное превосходство, но оно явилось результатом искусного маневра сил и средств.