Враг у ворот. Последняя битва.

Автор: Rzheshevskij. Опубликовано в Американская история о второй мировой войне

is-2За последние годы весьма заметно усилилась пропа­ганда концепций консервативного течения, в первую оче­редь его официального направления. Эта пропаганда при­няла форму издания работ публицистического, а также историко-популярного характера, рассчитанных на мас­сового читателя, особенно на молодежь.

Американская публицистическая литература о второй мировой войне характеризуется доходчивостью языка и стиля. В ней мало обобщений и анализа, место которых часто зани­мают подробности личной жизни различных политиче­ских и военных деятелей, их предполагаемые размышле­ния, упрощенное описание конфликтных ситуаций.

Типичным представителем авторов подобного жанра является Д. Тоуленд. Основным источником его публи­каций1 служат так называемые «свидетельские пока­зания». В достоверности этих показаний усомнился даже журнал «The New York Times Book Review»2.

К авторам этого направления относится также К. Райен, написавший книги «Самый длинный день» (о дей­ствиях немецко-фашистского командования во время вы­садки союзников в Нормандии), «Последняя битва» (о битве за Берлин) и др. Элементы публицистики при­сутствуют в книгах У. Крейга «Враг у ворот. Битва за Сталинград», Г. Солсбери «900 дней. Осада Ленинграда», Г. Дешнера «Варшавское восстание» и ряда других ав­торов3.

Как правило, эти работы отличаются реакци­онностью, антикоммунистическим настроем, тенденциоз­ностью в оценке исторических событий. Так, книга Деш­нера о восстании в Варшаве основана на мемуарах Бур-Комаровского, Миколайчика и прочих представителей польской реакции, что уже определяет ее предвзятость.

Историко-популярная литература - это книги и бро­шюры, написанные обычно профессиональными истори­ками, а иногда и журналистами на основе уже опубли­кованных ранее исследований. Они небольшого объема, богато иллюстрированы, издаются большими тиражами, сравнительно дешевы.

Типичным примером историко-популярной литерату­ры о второй мировой войне являются книги, выпускаемые нью-йоркским издательством «Ballantine Books» под об­щей рубрикой «Иллюстрированная история второй миро­вой войны». Все они редактируются одним и тем же главным редактором, имеют одинаковый объем (10 пе­чатных листов) и формат, бумажную обложку, прода­ются по одной и той же цене.

Приблизительно четверть каждой книги занимают иллюстрации: фотографии, порт­реты, схемы, карты, планы. Книги выходят в четырех сериях: о кампаниях, битвах, оружии и полководцах вто­рой мировой войны. В каждой из первых трех серий вы­шло более 30 книг, в последней серии - около десяти. Пуб­ликация этих серий началась с 1988 года и продолжается по настоящее время.

В стиле историко-популярной литературы издана 25-томная «Иллюстрированная энциклопедия второй ми­ровой войны»4, написанная на основе работы швейцар­ского историка Бауэра. Издательство внесло в нее не­мало изменений и дополнений. В качестве редактора-кон­сультанта выступил ныне ушедший в отставку начальник военно-исторической службы армии США бригадный ге­нерал Д. Коллинз.

К научно-популярному жанру можно также отнести шестнадцатитомную «Военную историю второй мировой войны» Т. Дюпуи, «Иллюстрированную историю второй мировой войны» журнала «Reader's Digest» и другие публикации5.

1 Toland J. The Elying Tigers. New York, 1963; Toland J.
   The Last 100 Days. New York, 1966;
   Toland J. The Rising Sun. The Decline and Fall of the Japanese Empire.
   1936-1945. Toronto, 1971, etc.
2 The New York Times Book Review, February 3, 1966.
3 Ryan C. The Last Battle. New York, 1966;
   Craig W. Enemy at the Gates. The Battle for Stalingrad. New York, 1973;
   Salisbury H. The 900 Days. Siege of Leningrad. New York, 1969;
   Deschner G. Warsaw Rising. New York, 1972, etc.
4 The Marshall Cavendich Illustrated Encyclopedia of World War II, vol.1-25.
5 Dupuy T. The Military History of World War II, vol.1-16. New York, 1962-1964;
   Reader's Digest Illustrated Story of the Second World War. New York, 1969.