Решающий перелом в битве за Англию

Автор: Volkov. Опубликовано в Политика и дипломатия второй мировой войны

w-06115.IX.1940 годоа, произошло, по мнению Черчилля, одно из решающих сражений за Англию, своего рода «битва при Ватерлоо».

В этот день германские ВВС совершили крупнейший массированный дневной налет на Лондон, послав на город свыше 1000 самолетов1. Разыгралось крупнейшее воздушное сражение. В тот же день Черчилль покинул свою резиденцию в Чекерсе и прибыл в Аксбридж, в штаб вице-маршала авиации Парка, командовавшего 11-й авиагруппой британских ВВС.

Черчилля провели в оперативный центр, расположенный в прочном бомбоубежище на глубине 50 футов под землей. Едва он успел спуститься, как тут же поступило сообщение, что с немецких аэродромов из района Дьеппа вылетело «40 с лишком» самолетов противника. Один за другим следовали сигналы: «60 с лишком» и далее «80 с лишком». Все новые и новые волны атакующих самолетов врага шли бомбить Лондон.

Все английские эскадрильи Парка ввязались в жестокий бой. Черчилль заметил тревогу на лице вице-маршала и спросил: «Какими еще резервами мы располагаем»? «Резервов больше нет»2, - тихо ответил тот. Положение английских ВВС было отчаянным.

Кто знает, вспоминал Черчилль, что произошло бы с Англией, если бы неприятель бросил еще сотню-другую самолетов в момент, когда английские эскадрильи, вынужденные заправляться горючим и пополнять запасы боеприпасов через каждые 70-80 минут, находились на земле. Но немцы не сделали этого.

Днем Черчилль вернулся в Чекерс. После отдыха он вызвал главного личного секретаря Дж. Мартина с вечерней сводкой известий. Они были печальны. «Тем не менее, - сказал Мартин, заканчивая свой доклад, - все это искупается положением в воздухе. Мы сбили 183 самолета, потеряв меньше 40».

Правда, данные, полученные после войны, показали, что потери немецкой авиации составили всего 56 самолетов, а английской - 26. Все же Черчилль склонен был считать 15 сентября переломным моментом в «битве за Англию». Несомненно, немецкое командование военно-воздушных сил, что признавал и Черчилль, совершило серьезную стратегическую ошибку, сосредоточив основные удары на Лондоне.

Гораздо опаснее было бы для судеб Англии продолжение налетов на аэродромы. Когда немецкая авиация наносила массированные удары по аэродромам, она тем самым ставила под удар оперативные центры и телефонную связь английских ВВС.

Буквально на волоске висела вся сложная система организации истребительной авиации Англии, но когда Геринг перенес свои бомбежки на Лондон, английское командование истребительной авиации вздохнуло свободно. История «битвы за Англию» была историей не осуществленных до конца противоречивых планов Геринга, бессистемной смены первоочередных объектов военных бомбардировок.

Немецкий морской штаб признавал неэффективность «воздушной войны» Геринга без учета требований морской войны и вне рамок операции «Морской лев». В той форме, в какой вел Геринг эту войну, она «не могла, - по признанию морского штаба Германии, - помочь подготовке к операции «Морской лев».

По-прежнему английские корабли почти беспрепятственно действовали в Ла-Манше и Дуврском канале. Лишь в конце сентября 1940 года Геринг отказался от надежды превратить Лондон в груды развалин.

1 История второй мировой войны 1939-1945, том 3, с.134
2 Churchill W. Op.cit., vol.II, p.296.