Пополение британских ВМС французскими кораблями

Автор: Volkov. Опубликовано в Политика и дипломатия второй мировой войны

w-011Французские военные корабли, стоявшие в Портсмуте, Плимуте и Девонпорте, а именно 2 линкора, 4 крейсера, 8 эсминцев, 12 подводных лодок и около 200 тральщиков и охотников за подлодками, ранним утром 03.VII.1940 года были силой взяты под английский контроль.

Правда, передача кораблей англичанам, за исключением наиболее современной субмарины «Surcouf» (ее называли «подводным крейсером»), экипаж которой оказал вооруженное сопротивление английским офицерам и матросам, прошла мирно и спокойно. Команды французских судов сошли на берег. Корабли были включены в состав военно-морских сил Великобритании. (Подводная лодка «Сюркуф» погибла при таинственных, до сих пор, не выясненных обстоятельствах 18.II.1942 года в Карибском море)1.

Французский флот как важный фактор войны частично перестал существовать, а частично вошел в состав британских военно-морских сил. «Катапульта» на многие годы ликвидировала морскую мощь Франции как первоклассной морской державы.

Но «на войне, как на войне» - пострадал и британский военно-морской флот, которому по приказу французского адмирала Жонса было оказано серьезное сопротивление.

Тем не менее, британскому флоту удалось «нанести, - как сокрушался Черчилль в парламенте, - жестокий удар по своим лучшим друзьям»2 и обеспечить Англии господство на море. Недаром, когда Черчилль сообщил об этом в парламенте, спокойные, уравновешенные депутаты вскочили со своих мест, долго и бурно выражая свое одобрение мерам, связанным с операцией «Катапульта».

И все же, по самым оптимальным подсчетам, общее количество военно-морских кораблей различных классов, имевшихся в водах метрополии, к августу-сентябрю 1940 года составляло: линкоров - 2, авианосцев - 1, крейсеров - 20, эсминцев - 94 и около 600 других легких кораблей. Переброска военно-морских сил к Ла-Маншу из Средиземного моря, Тихого, Индийского и Атлантического океанов была не только затруднительна, но и почти невозможна.

Эти корабли нужны были для защиты интересов Британской империи. Известный английский специалист по морским вопросам Тонстолл позднее признавал весьма тяжелое положение английского флота.

«Во всей нашей истории, - писал он, трудно найти момент, когда нам угрожала большая опасность, чем летом и осенью 1940 года»3. Опасность состояла не только в большом напряжении, испытываемом военно-морским флотом, но и в том, что страна почти не была защищена с воздуха.

Правда, в парламенте Черчилль, успокаивая депутатов, говорил о «силе английской армии», «замечательном состоянии» и «небывалой мощи королевской авиации» и об исключительной слабости немецкого военно-морского флота. Но даже для не просвещенного в военной стратегии и тактике англичанина было ясно, что Черчилль явно преувеличивает силы и ресурсы Великобритании, принимая желаемое за действительное.

1 За рубежом, 1984, №4, с.18-19.
2 Churchill W. Op.cit., vol.II, p.211.
3 Тонстолл Б. Мировая война на море. М., 1943, с.347-348.