Врага надо знать

Автор: Keizerov. Опубликовано в Диверсии по-тихому

w-008В качестве пропагандистской кампании в строгом смысле слова А.В. Денисов предлагает рассматривать совокупность специально организованных действий, методов и средств, планомерно в течение определенного периода времени используемых нашим идеологическим противником, при наличии централизованного руководства, осуществляющего координацию мероприятий с целью воздействовать на сознание заранее определенного и тщательно изученного объекта в виде массовой аудитории по конкретному вопросу или группе вопросов.

Это определение пропагандистской кампании в общем и целом приемлемо и продуктивно для дальнейших исследований. В большинстве своем пропагандистские кампании империализма носят характер идеологической диверсии как по своему содержанию и направленности, так и по методам.

Опыт идеологического противоборства показывает, что противник ведет против нас борьбу отнюдь не посредством каких-то разрозненных акций, а действует планомерно и последовательно. Поэтому есть основания говорить об общей диверсионно-подрывной направленности пропагандистских кампаний империализма против социалистических стран и других отрядов международного коммунистического и рабочего движения. Почему тогда эти акции называются пропагандистскими кампаниями, а не идеологическими диверсиями?

Это вызвано, на наш взгляд, несколькими обстоятельствами.

Прежде всего, установки идеологической диверсии могут реализовываться в нескольких пропагандистских кампаниях, нацеленных на «идеологическую эрозию» социалистического сознания. Идеологическая диверсия выступает в этом случае как комплекс отдельных кампаний, объединенных их общей направленностью.

Диверсия выступает как собирательное понятие, характеризующее цель пропагандистских кампаний, их антикоммунистическую запрограммированность. Пропагандистская кампания отличается от диверсии так же, как и идеология от пропаганды. Содержание, специфика отдельных кампаний, имеющие большое значение для понимания природы и функций идеологических диверсий, будут освещены в последующих главах.

Об идеологической диверсии сложилось представление как о своего рода одноразовой акции подрывного характера, к тому же ограниченной определенными временными рамками. Это представление не совсем точно, поскольку любая диверсия готовится в течение довольно длительного времени, осуществляется по этапам и последствия ее обнаруживаются не сразу. Поэтому с полным основанием для характеристики длительных планомерных «психологических операций» в нашей литературе употребляется термин «пропагандистская кампания».

Он более точен в описании диверсии как сложного механизма, хотя и лишен той оценочной смысловой нагрузки, которую содержит термин «идеологическая диверсия», указывающий прямо на ее подрывную направленность.

Пропагандистская кампания, враждебная социализму, несет в себе заряд идеологической диверсии, имеет свой «день икс», когда срабатывает «подрывное устройство».

Характерной особенностью пропагандистских кампаний Запада является своего рода «кумулятивный эффект», то есть постепенное нарастание интенсивности идеологического воздействия, растущая напряженность и взвинченность кампаний, концентрирующих на завершающей стадии всю мощь средств массовой информации.

В отдельных кампаниях бывает несколько таких «пиков взвинченности», некоторые кампании с самого начала «берут» крайне истерический тон, усилить который просто невозможно, и поэтому они проходят от начала до конца на одной весьма пронзительной ноте, что особенно характерно для провокационных кампаний сионизма и маоизма.

Естественно, что долговременные кампании трудно выдержать в одном стиле. Поэтому практически каждая из них разбивается на множество кампаний, объединенных общей темой, единой политической и идеологической направленностью.

Обращает на себя внимание тот факт, что пропагандистские кампании образуют определенную систему, в которой отдельные звенья переплетены друг с другом. При этом одна кампания как бы переходит в другую, развивает выдвинутые в ходе первой кампании тезисы и положения, их первоначальное ядро обрастает постепенно все новыми и новыми наслоениями. Нередко один и тот же тезис повторяется во многих кампаниях.

Так, в качестве своеобразного назойливого рефрена в подавляющем большинстве пропагандистских кампаний, осуществляемых службами внешнеполитической пропаганды США, присутствует тезис о необходимости «защиты прав человека», причем не где-нибудь, а в «других странах», за рубежами главного нарушителя прав и свобод личности в капиталистическом мире, которым является американский империализм.

Пропагандистские кампании, как уже говорилось, различаются между собой, и порой весьма существенно, по длительности. Некоторые из них живут один день, кончаясь так же внезапно, как начались. Чаще всего такой характер носят «пробные кампании», предпринимаемые в капиталистических странах для выяснения возможной реакции общественного мнения на те или иные пропагандистские или политические акции.

Бывает, что такая скоротечная пропагандистская кампания проводится и западными радиостанциями в передачах на социалистические страны. Это происходит тогда, когда антикоммунисты пытаются оправдать свой очередной провал, отвлечь внимание трудящихся от важных внутренних мероприятий и т.п., но чаще пропагандистская кампания носит протяженный во времени характер.

Из сказанного видно, насколько сложным является механизм идеологической диверсии, составляющий ядро и направленность всей буржуазной пропаганды. Идеологическая диверсия по своей внутренней структуре исключительно многопланова, в ней прослеживаются различные уровни, связи и переплетения с политикой, экономикой, социальными и идеологическими процессами в их совокупности.

Было бы большой ошибкой упрощать это сложное явление или недооценивать какой-либо из его структурных элементов, как это происходит, когда фиксируются лишь внешние проявления и оставляются в тени внутренние факторы, определяющие функционирование такого сложного политико-идеологического комплекса, как идеологическая диверсия, пропагандистская кампания. Идеологические диверсии имеют определенные теоретические предпосылки, идейные истоки.

При первом же соприкосновении с идеологическими диверсиями за дымовой завесой подрывной пропаганды вырисовываются подлинные масштабы преступной акции, ее наиболее характерные черты. В чем они состоят?

Идеологической диверсии присущи прежде всего, следующие признаки: враждебная направленность подготовляемой и планомерно осуществляемой пропагандистской акции, установка на подрыв и деформацию институтов и ценностей страны - объекта диверсии, прямые или косвенные попытки вмешательства в ее внутренние дела, недопустимые нарушения норм международного права и соглашений, клевета и дезинформация, антикоммунистическая истерия, лицемерие, фальшивые лозунги и так далее.