Теоретические доктрины и пропаганда

Автор: Keizerov. Опубликовано в Мифы из лабораторий

w-028Связь буржуазных теоретических доктрин с пропагандой в значительной степени предопределена тем, что и теоретическая концепция, и сознание класса буржуазии в целом имеют общую социально-экономическую основу, проникнуты фетишизацией буржуазных общественных отношений.

Буржуазные теоретики плетутся в хвосте «обыденного сознания», канонизируют антикоммунистические предрассудки. Соотношения теоретического и обыденного сознания в социалистической и буржуазной идеологии принципиально различаются.

Карл Маркс писал, что «вульгарная политическая экономия представляет не что иное, как дидактическое, более или менее доктринерское истолкование обыденных представлений действительных агентов производства».

Основоположники научного коммунизма показали несостоятельность и теоретическое убожество так называемого буржуазного «здравого рассудка», который бессилен подняться до подлинно научного осмысления сущности явлений и, по выражению Ф. Энгельса, спотыкается на каждом шагу.

Идеология и другие духовные, социально-психологические феномены требуют дифференцированного подхода и рассмотрения, не могут отождествляться. Очевидна большая роль в идеологическом развитии и борьбе такого фактора, как общественное мнение, и других социально-психологических феноменов.

Было бы совершенно неверно сводить борьбу идей только к сражениям на теоретическом уровне. Т.И. Ойзерман отмечает, что идеология выходит за рамки системы теоретических воззрений и включает обыденное политическое сознание масс, стихийно формирующиеся идеологические убеждения.

В духовной жизни современного общества, в особенности при капитализме, большую роль еще играет стихийный элемент как «зачаточная форма сознательности», различные проявления обыденного сознания, которые носят по понятным причинам несистематизированный характер. Главная задача состоит в том, чтобы искоренить антикоммунистические предрассудки из этой сферы.

Место разрозненных, несистематизированных, нередко путаных представлений о мире в результате борьбы с буржуазной идеологией и ее преодоления должна занять цельная мировоззренческая система, марксистско-ленинская идеология.

Речь идет, таким образом, об активной, ведущей роли идеологии в системе общественного сознания, о преодолении элементов стихийности в идеологическом процессе. Это вовсе не означает вытеснения социальной психологии как особого явления, выполняющего свои важные специфические функции в борьбе идей.

Марксизм-ленинизм подчеркивает, что существует прямая и непосредственная связь между классовой сущностью идеологии и типом пропаганды.

Антагонизм классовых интересов пролетариата и буржуазии закономерно выражается в противоположности марксистской и буржуазной идеологии, которым соответствуют два столь же противоположных типа пропаганды (буржуазная и коммунистическая).

В советской философской литературе на основе анализа соотношения понятий идеологии и пропаганды делается вывод, что в условиях противоборства двух мировоззрений существуют две концепции пропаганды, противоположные друг другу по всем линиям: содержательной, функциональной и др.

Под коммунистической пропагандой понимается, во-первых, распространение и внедрение в массовое сознание марксистско-ленинских идей, взглядов с помощью определенной системы средств, форм и методов; во-вторых, пропаганда и разъяснение политики партии; в-третьих, пропаганда опыта коммунистического строительства, борьбы масс за претворение в жизнь марксистско-ленинского учения и политики партии, пропаганда преимуществ социалистического образа жизни.

Пропаганда является, по словам В.И. Ленина, важным фактором возникновения, развития и упрочения идеологии, активно воздействует на становление и развитие нового общественного строя. Марксистская концепция пропаганды и вся практика коммунистического воспитания главный упор делают на развитие сознания масс, формирование научного мировоззрения, научную организацию сложного и многопланового идеологического процесса внесения социалистического общественного сознания в массы трудящихся.

В полном противоречии с действительностью Р. Арон пытается провести ложную идею, будто марксизм-ленинизм не признает различия между философской теорией и пропагандой.