Примитивные аргументы

Автор: Keizerov. Опубликовано в Мифы из лабораторий

w-030Сознательная примитивизация теоретических постулатов и пропагандистских лозунгов, рассчитанных на оглупление политически инертного обывателя, приобретала все большее распространение и, как рецидив «холодной войны», сохраняется в той или иной степени до сих пор.

Например, по данным института изучения общественного мнения Харриса, 81 процент американцев считают, что политические деятели апеллируют к ним с аргументами настолько примитивными, будто они рассчитаны на интеллект 12-летних детей.

Теоретическое оскудение пропаганды доходит подчас до катастрофических размеров, когда пропагандистская акция, как это практиковалось у нацистов и ныне имеет место в неофашистской и милитаристской пропаганде, вырождается в набор заклинаний с целью запугивания опасностью «коммунистической угрозы».

Рассуждения об антиинтеллектуализме пропаганды широко распространены среди буржуазных теоретиков и получили наиболее концентрированное выражение в различных вариантах концепции «деидеологизации». С другой стороны, в антикоммунистической литературе нередко содержатся примеры, свидетельствующие о крене и в противоположную сторону гипертрофированного разрастания в пропаганде догматически-схоластического теоретизирования.

Существо пропаганды некоторые теоретики на Западе усматривают в доктринальном характере массового воздействия на сознание людей. Сказанное не исключает использования в целях манипулирования эмоций, настроений. Одним словом, соотношение теоретического и эмоционального, психологического элемента в пропаганде, таким образом, неоднозначно, оно зависит от множества объективных и субъективных факторов.

В данном контексте важно подчеркнуть, что пропаганда без идеологии невозможна, мысль о деидеологизации пропаганды глубоко ошибочна.

Сколь бы примитивным и убогим ни выглядело идеологическое содержание пропаганды, в особенности в милитаристских и тому подобных кампаниях, оно всегда присутствует, даже тогда, когда пропагандистский материал кажется максимально «деидеологизированным» и политически «нейтральным». Пропаганда не существует сама по себе, вне идеологического содержания, классовых интересов, политических целей и т.д.

Идеологическое содержание пропаганды может быть едва заметно, но и в этом случае идеология играет определяющую роль, придает политической пропаганде особое качество и направленность.

Буржуазные теоретические концепции в системе антикоммунистической пропаганды выполняют различные функции, выступая, прежде всего, как ее идейно-теоретическая основа и главный структурный элемент содержания. Еще в начале нынешнего века один из родоначальников прагматизма, У. Джемс, утверждал, что «теории становятся орудиями».

В настоящее время буржуазная пропаганда усиленно использует теоретические доктрины как «инструменты» идеологического манипулирования и своего рода «орудия власти» над общественным мнением, как средство «подрывных операций».

В любом пропагандистском демарше теоретический аспект присутствует в виде общей установки и позиции, сложившейся на основе исходных принципов буржуазного мировоззрения, его партийности, классовых интересов, целей и т.д.

Формулирование этих интересов и целей осуществляют идеологи и стратеги империалистической буржуазии, откровенно заявляя, что понимание и определение стратегических целей представляет функцию «интеллектуальной элиты», то есть верхушки класса буржуазии.

В научной литературе, посвященной анализу системы буржуазной пропаганды, правильно подчеркивается ее связь с более широким комплексом институтов идеологического и политического манипулирования. Пропаганда связана с политикой и подчинена решению политических задач и целей.

Огромный и широко разветвленный пропагандистский аппарат современного империализма стал одним из орудий политического и идеологического манипулирования, духовного подавления. При анализе стратегии и тактики антикоммунистической пропаганды империализма, применяющей дифференцированную обработку умов, можно обнаружить несколько «этажей», или уровней, каждый из которых имеет свои специализированные функции и предназначен для определенной «аудитории».

Верхний «этаж» занимают теоретики, которые разрабатывают теоретические концепции и взгляды, соответствующие интересам класса буржуазии. Кстати сказать, и на этом уровне существует и усиливается связь теоретических доктрин с пропагандой, поскольку крупнейшие буржуазные идеологи систематически выступают в газетах и журналах, часто их можно увидеть в телепередачах и услышать по радио изложение их концепций или их мнение по интересующим общественность проблемам. Многие ведущие буржуазные теоретики являются политическими обозревателями крупнейших газет и журналов.

В «мозговых» трестах и всевозможных советах при высшей администрации, в международных «теневых кабинетах» типа «тройственной комиссии» намечаются стратегические цели и планы крупных пропагандистских кампаний. Именно здесь формулируются установки политической стратегии и тактики антикоммунизма, разрабатываются программы и основные «аргументы» пропагандистских акций применительно к меняющейся обстановке.

Наряду с этим имеется «средний этаж» аппарата антикоммунистической пропаганды, обеспечивающий продвижение уже выработанных антикоммунистических идей с учетом специфических объектов идеологического воздействия, и, наконец, «нижний этаж» аппарата идеологического манипулирования, нацеленный на обработку в антикоммунистическом духе массовых аудиторий с использованием новейших приемов дезинформации, техники внушения.

Новые тенденции в теоретическом осмыслении событий, намечающиеся или появившиеся на «верхнем этаже», далеко не всегда и не сразу реализуются в пропаганде, особенно если они касаются радикальной переоценки существующих взглядов, политических установок и сложившихся направлений пропаганды.