Плюральность мнений

Автор: Keizerov. Опубликовано в Мифы из лабораторий

w-032Вольно или невольно попытки идеологов антикоммунизма представить в превратном виде постоянный процесс развития марксистско-ленинской идеологии оборачиваются против них, обнаруживая их полную идеологическую беспомощность, «обвинение» превращается в косвенное признание вечной молодости идеологии революционного обновления мира.

Когда та или иная теоретическая концепция берется на вооружение буржуазной пропагандой, происходит заострение ее классовой, партийной направленности и приспособление к специфическим особенностям пропагандистской деятельности.

Это произошло, например, с концепцией «конвергенции», когда в ее пропагандистских вариантах упор стал делаться на «растворении» и «размывании» социализма, подрывных действиях изнутри, «тихой контрреволюции» путем дискредитации и эрозии ценностей социализма, провоцировании несостоятельного вопроса о «внутренней оппозиции», диссидентах и т.д.

Апологетический характер теоретических доктрин и положений в пропагандистской кампании заостряется и многократно усиливается, материал претерпевает известное упрощение и определенную стандартизацию. По мнению некоторых буржуазных идеологов, «критическое состояние ума» общественности на Западе затрудняет реализацию «стратегии выживания», а потому необходима тщательная дозировка «неизбежного критицизма» и угодливой апологетики.

Как подчеркивает известный американский социолог Г. Лассуэлл, это объясняется тем, что пропаганда представляет собой процесс воздействия на установки большого числа людей по «противоречивым проблемам» и «спорным вопросам», то есть она пытается осуществить известную унификацию взглядов, в принципе недостижимую в антагонистическом обществе.

Пестрый поток буржуазных идеологических течений, проходя через фильтры классовых оценок власть имущих, утрачивает до известной степени «плюральность мнений», которой так кичатся буржуазные идеологи.

Многовариантность теоретических конструкций, выступающих в роли «поисковых моделей», сменяет однолинейность и «единообразие суждений» пропагандистских «клише».

Ввиду специфики пропаганды теоретическая концепция даже по форме далеко не всегда воспроизводится ею так, как это принято в научной литературе с ее историческими экскурсами, ссылками на авторов выдвинутых идей, развернутыми дефинициями. Концепция часто обезличивается и выступает как безымянная, ее аргументация упрощается и концентрируется на одном каком-либо тезисе.

Фокусируя внимание на определенном теоретическом тезисе, буржуазная пропаганда тем самым рекламирует и продвигает ту доктрину, которая представляется наиболее соответствующей данной идеологической ситуации, политической ориентации. Механизм, при помощи которого вырабатывается, обеспечивается и проводится классовая линия буржуазной пропаганды, весьма сложен.

Наряду с официальными государственными органами он включает целый ряд промежуточных звеньев, идеологических служб политических партий, «теневых кабинетов», «теоретических штабов», «комитетов по связям с общественностью», советов, комиссий и т.д.

Стратеги империалистической буржуазии, осуществляя координацию антикоммунистических кампаний в рамках отдельных государств и в международном масштабе, систематически предпринимают совместную разработку и обсуждение теоретических тезисов, целевых установок, которые затем реализуются в политической и пропагандистской деятельности в различных капиталистических странах.

Международные многонациональные корпорации выступают как инспираторы, а во многих случаях и непосредственные организаторы идеологических диверсий. Однако их роль всячески скрывается, хотя время от времени тайное становится явным. Достаточно в этой связи напомнить о прямом участии американских и международных концернов в организации фашистского переворота и кровавого террора в Чили, которому предшествовала серия разнузданных пропагандистских кампаний против законного правительства С. Альенде.

Широко известна пропагандистская кампания с целью отвлечь внимание от международных нефтяных концернов как подлинных организаторов энергетического кризиса и свалить вину за энергетический голод на нефтедобывающие страны и т.п.

Организаторами диверсий наряду с корпорациями, функционирующими в сфере собственно экономической, выступают монополистические супергиганты, осуществляющие бизнес в сфере культуры и контролирующие средства массовой коммуникации.

Как известно, в настоящее время средствами массовой коммуникации овладели несколько крупных международных концернов. Среди них доминирующая роль принадлежит монополиям США, что приводит к «специфической форме коммуникативного и культурного империализма», к его далеко идущему воздействию на политическое, экономическое и культурное развитие малых стран, являющихся объектами бешеной экспансии и «информационной войны» международных корпораций.

Обмен информацией между капиталистическими и развивающимися странами осуществляется в пропорции 100:1, до 95 международных новостей национальные агентства печати капиталистических стран получают от западных агентств.

А. Мателлар, автор вышедшей в 1977 году во Франции и Италии книги «Многонациональные монополии и массовые коммуникации», подчеркивает связь между экономической, политической и военной деятельностью международных концернов и их давлением и прямым или скрытым диктатом в области идеологии и культуры.

Каждая из этих корпораций, специализирующаяся в определенной отрасли промышленности (кабельная, телевидение и другие технические средства массовой информации и т.п.), проявляет интерес к общим социальным и политическим проблемам стран «зоны влияния», в особенности к идеологическим и культурным аспектам их образа жизни, активно вмешивается в воспитание, организацию свободного времени, распределение информации и контроль за ее источниками.