Верификация суждений

Автор: Keizerov. Опубликовано в Дезинформация

w-038Капиталистическая действительность в совокупности своих противоречий выступает как фактор формирования идеологических иллюзий, извращенных буржуазных представлений об обществе и человеке. Огромное значение на этом этапе развития общества приобретают субъективные факторы и средства формирования определенных воззрений.

В философском идеализме четко видно одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания действительности в абсолют, оторванный от материи, от природы; этот отрыв от реальности «закрепляет классовый интерес господствующих классов».

Вот почему чрезвычайно важно исследовать методы, используемые идеологами буржуазии для формирования, «закрепления» соответствующих интересам этого класса воззрений, приемы и средства возведения в абсолют буржуазного миросозерцания.

К. Поппер, основоположник модного на Западе философского направления «критического рационализма», обосновывает «принцип фальсификаций», который приводит, в конечном итоге, к отказу от признания объективного характера науки, отрицает возможность достоверного установления истины.

К. Поппер исходит из того, что в принципе легко найти подтверждение для любой теории, точки зрения независимо от того, истинна она или ложна, равно как и можно якобы опровергнуть «единичным» фактом обобщающую концепцию.

Например, суждение «Все лебеди белые» не может быть подтверждено и верифицировано большим количеством наблюдений, для опровержения же данного суждения достаточно, по К. Попперу, наблюдения одного лишь черного лебедя. Четкая граница между достоверной констатацией и фальсификацией тем самым смазывается.

Классики марксизма-ленинизма указали на огромное количество циничных фальсификаций идеологов буржуазии, извращающих природу государства, демократии, социализма. Формы буржуазных государств, чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются, так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии.

Попытки империалистической пропаганды фальсификаторски представить буржуазное государство как истинную демократию, а социалистическое - в духе доктрины тоталитаризма, как «отрицание» демократии нашли наиболее концентрированное выражение в провокационной кампании империалистической пропаганды «в защиту прав человека».

Характерной чертой этой кампании является безграничное лицемерие.

Английский сатирик Б. Шоу с убийственной иронией говорит о профессорах философии, которые сами лицемерят и учат лицемерию своих студентов, о военных, которые прикидываются миротворцами, «левой рукой благоразумно размахивают евангелием, а правой - наводят пулемет».

К этому перечню типичных лицемеров можно сегодня добавить тех буржуазных политиков и пропагандистов, которые фарисейски рассуждают о правах человека в мире, а у себя дома на каждом шагу попирают свободы и права личности, всегда оказываются в стане душителей свободы.

Мнимая забота о правах человека - это всего лишь попытка скрыть преступления человеконенавистнической политики империализма, его эксплуататорскую сущность, злодеяния расовой и национальной дискриминации, террора и насилия. Ширма лицемерной пропагандистской кампании прикрывает грубейшие нарушения прав человека, всевозможные «запреты на профессии», законы против радикалов и прочие полицейские репрессии и преследования инакомыслящих.

Система, являющаяся зловещим символом надругательства над правами человека, залившая мир морями крови в результате грабительских войн, осмеливается устами своих политиков и наемных писак учить мир социализма «морали» и «уважению прав человека». Военные преступления американских агрессоров во Вьетнаме и израильских расистов на оккупированных арабских территориях, прямое пособничество кровавому террору фашистских палачей в Чили и Никарагуа, расистам ЮАР, насаждение антидемократических режимов - вот далеко не полный перечень «черных акций» антинародной политики империализма, позорной повседневной практики попрания прав человека.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс подчеркивали, что, по мере того как углубляются и обостряются противоречия капитализма, усиливается кризис и возрастает спекулятивный характер буржуазной идеологии, низводимой «до уровня пустых идеализирующих фраз, сознательной иллюзии, умышленного лицемерия».

«Умышленное лицемерие» представляет собой наиболее широко используемый империалистической пропагандой прием манипулирования сознанием масс, «введения в заблуждение» миллионов людей относительно реального положения дел, подлинных целей политики монополий.

Лицемерие есть по существу разновидность рафинированной лжи, преднамеренного обмана рассуждениями о высших мотивах и обязательствах, «морали в политике», нравственных принципах, которые прикрывают волчью мораль разбойничьей политики империализма.

Мольер в своей комедии «Тартюф» вывел тип лицемера и ханжи, ставший нарицательным. В монологе одного из героев этой пьесы гневно обличается лицемерие как отвратительный социальный порок:

Вы слепы, и у вас
Одно желание: чтоб все лишились глаз.
И потому вам страх внушает каждый зрячий,
Который думает и чувствует иначе,-
Он вольнодумец, враг!
Кто дал отпор ханже,
Тот виноват у вас в кощунстве, в мятеже.
Ужели ж разницы для вас нет никакой
Меж верой истинной и верой показной?
Как не сумели вы быль отделить от сказки?
Как не смогли лица вы отличить от маски?
Как вы не поняли, где топь, где твердый путь?
Где вымысел, где явь? Где видимость, где суть?
Как правду спутали вы с кривдою отпетой?
Червонец подлинный с фальшивою монетой?

Для буржуазной пропаганды характерно оперирование навязчивыми формулами, иррационализм, игра на самых низменных страстях и чувствах.

В целях апологетики капитализма буржуазные идеологи используют определенные идеологические методы: абстрагирование от действительности, подчеркивание одних и пренебрежение другими ее чертами, злоупотребление «фактологической» пропагандой, мистифицирующей реальность, использование метода поверхностной дедукции и голого эмпиризма при отказе от закономерного обобщения и общей теории.

Большое распространение получают поверхностные, псевдоисторические аналогии и ошибочные обобщения, предпочтение, отдаваемое определенным классовым идеалам и образцам, извращение каузальности, ложные выводы из случайной связи и поверхностного сходства.