Манипуляция сознанием

Автор: Keizerov. Опубликовано в Дезинформация

w-039На Западе манипуляторы сознанием широко практикуют упрощение пропагандируемых тезисов до элементарной схемы и лозунга, фокусирование всей мощи пропагандистской машины на конкретном противнике, раздувание и извращение фактов, навязчивое повторение различных вариаций одного и того же лозунга различными средствами, замалчивание фактов и положений, опровергающих распространяемую версию событий.

Существует множество вариантов обмана, и обман остается обманом, ложь - ложью даже в тех случаях, когда они называются «стратегией правды», «кампанией правды».

По данным американской Торговой палаты, существует более восьми сотен способов и приемов обмана покупателей, которые с теми или иными вариациями используют торговцы. Можно с полной определенностью утверждать, что существует не меньше приемов идеологического обмана, которые используют буржуазные средства массовой информации.

Методы и приемы буржуазной идеологии и пропаганды всегда были объектом пристального внимания классиков марксизма-ленинизма, разоблачавших их классовую сущность и антикоммунистическую направленность.

Отмечая, что методы духовного подавления лучше всего разработаны английской и французской буржуазией, «проученной» рядом великих революций и революционных движений масс, В.И. Ленин относил к ним «способ обмана, лести, фразы, миллиона обещаний, грошовых подачек, уступок неважного, сохранения важного».

Разоблачение изощренных методов враждебной пропаганды, представляя важную функцию контрпропаганды, в значительной мере повышает эффективность идеологической работы, позволяет яснее представить не только стратегические цели империализма, но и средства их осуществления.

Ленинская идея о том, что каждый идеологический работник должен изучать и «знать врага», четко и ясно представлять методы, которыми он действует, приобретает особое значение в условиях современной борьбы идей.

В докладе о тактике РКП 5 июля на III конгрессе Коммунистического Интернационала В.И. Ленин на основе изучения буржуазной пропаганды дал глубокий анализ методов идеологической борьбы. В этот период наибольшую активность в антисоветской пропаганде, в идеологической войне империализма против Советской России проявляли белоэмигранты.

Почти в каждой капиталистической стране они выпускали газеты, имели широкие связи с империалистической буржуазией, которая снабжала их деньгами, оказывала всестороннюю политическую поддержку.

В.И. Ленин говорил: «Было бы весьма поучительно,- и я думаю, что иностранные товарищи это сделают,- систематически проследить за важнейшими стремлениями, за важнейшими тактическими приемами, за важнейшими течениями этой русской контрреволюции».

С тех пор как были написаны эти строки, система антикоммунистической пропаганды значительно расширилась и стала более дифференцированной, главную роль в ней играют центры идеологических диверсий главных империалистических государств.

Съезд подчеркнул: «Опыт революционного движения последних лет наглядно показал: если возникает реальная угроза господству монополистического капитала и его политических ставленников, империализм идет на все, отбрасывая всякую видимость какой бы то ни было демократии. Он готов попрать и суверенитет государств, и любую законность, не говоря уже о гуманности.

Клевета, одурманивание общественности, экономическая блокада, саботаж, организация голода и разрухи, подкуп и угрозы, террор, организация убийств политических деятелей, погромы в фашистском стиле - таков арсенал современной контрреволюции, которая всегда действует в союзе с международной империалистической реакцией».

Здесь по существу перечислены и классифицированы методы борьбы современного империализма против сил социализма и прогресса. Среди них выделены экономические, политические, идеологические методы.

При изучении проблем идеологической борьбы внимание к этим методам распределяется весьма неравномерно и, к сожалению, далеко не пропорционально их действительному значению. Явно недостаточно освещаются методы экономической борьбы современного империализма против коммунистического и рабочего движения, стран социалистического содружества.

В борьбе против пролетариата капиталистических стран империалистическая буржуазия использует такие экономические средства и формы, как локаут, подкуп верхушки реакционных профсоюзов, запрещение правилами внутреннего распорядка деятельности на предприятиях общественных активистов, проведения собраний, распространения листовок и литературы.

В анализе политических методов идеологической борьбы зачастую из поля зрения исследователей выпадают крупные подрывные операции по фальсификации результатов выборов, действия против прогрессивных организаций и политических деятелей оппозиции.

Анализируя методы и приемы буржуазной пропаганды, важно раскрывать их подрывной, диверсионный характер. Центр тяжести идеологических диверсий переносится, таким образом, на подрывные «действия изнутри» под личиной доброжелателей социализма, по принципу «просунуть хвост туда, где голова не лезет».

Тактика «идеологического проникновения», принятая на вооружение пропагандистскими службами США в диверсиях против социалистических стран, делает ставку на «вскрытие закрытого общества» при помощи туризма, торговли, культурного обмена и «взращивания оппозиции» финансовой помощью диссидентам.

Это своеобразная «моральная бомбардировка», предваряющая «реальное наступление», в котором будут использованы «все виды боеприпасов». Это не отказ от борьбы, а усовершенствование методов диверсии. Широко используется маскировка эгоистических интересов и целей монополистической буржуазии «надклассовой» фразеологией, рассуждениями о «демократии вообще», «абсолютной свободе», «политической общности» и т.п.

Полная бездоказательность, отсутствие фактов соседствуют в буржуазной пропаганде с безапелляционностью суждения: «нельзя не видеть», «как всем известно», «очевидно, что» и т.д., а также со ссылками на так называемых «лидеров мнений»- политических деятелей, популярных комментаторов, журналистов. Большое внимание буржуазная пропаганда уделяет поискам контакта с аудиторией, созданию видимости единства мнения общественности и пропагандиста, «иллюзии единодушия».