Идейные сражения

Автор: Keizerov. Опубликовано в Правда и фальшь

w-050Для современной идеологической борьбы вообще характерна возрастающая острота идейных сражений вокруг понятий и категорий высокой степени философского и социологического обобщения.

Объектом ожесточенной полемики выступают такие понятия, как «эпоха», «исторический процесс», «закономерности развития общественной организации», но особенный накал страстей сопровождает дискуссию о том, какой общественный строй представляет высший тип социальной организации и передовые рубежи общественного прогресса, в чем состоят преимущества нового, восходящего общественного строя перед старым, отживающим, нисходящим, какому классу принадлежит историческая инициатива.

Заметим, кстати, что субъективные настроения и эмоции в оценке исторической инициативы порой берут верх и мешают нашим идеологическим противникам адекватно оценить реальную ситуацию. Нередко в своем стремлении «перехватить» идеологическую инициативу у марксизма-ленинизма стратеги антикоммунизма договариваются до абсурда и объявляют реальный социализм «не существующим».

Выступая с явно ущербных позиций, порожденных кризисом капитализма, его усердные защитники нередко напоминают того незадачливого генерала, который и после разгрома своей армии слал победные реляции: «Центр прорван, фланги смяты - я атакую».

Один из организаторов пропагандистских кампаний на Западе сформулировал их программу в трех словах: «Атака, атака, атака». В руководствах по психологическим операциям можно часто встретить рекомендацию «придавать им агрессивный характер и, даже, если вы в обороне, выглядеть нападающим».

Р. Арон, например, с невероятным апломбом заявляет: «Превосходство свободного мира кажется моим издателям, как и мне самому, настолько очевидным, что речь в его защиту вполне соответствует внутреннему убеждению».

Возможно, этот претенциозный «комплекс превосходства» стал, в конце концов, личным убеждением автора. Но что из этого следует? То обстоятельство, что идеи книги соответствуют вкусам ее буржуазных издателей, ничуть не убеждает в их истинности, равно как ничего не говорит в пользу идей и тот довод, что они соответствуют внутренним убеждениям и амбициям. Как известно, это не мешало идеям оказываться от начала до конца ложными.

Историческая инициатива, наступательность, преимущества того или иного строя определяются не настроениями и эмоциями, а объективными факторами и закономерностями, детерминирующими кризис одной формации и утверждение исторически высшего способа производства, переход от одной формации к другой.

В эпоху перехода от капитализма к социализму рабочий класс завоевывает историческую инициативу, а буржуазия утрачивает ее, по мере того как новый, социалистический общественный строй раскрывает свои коренные преимущества и в острейшем противоборстве двух социальных систем и непримиримых мировоззрений утверждает в сознании человечества и на деле коммунистические принципы.

В Основном документе международного Совещания коммунистических и рабочих партий сделан важный вывод о том, что «мировое революционное движение, несмотря на трудности и неудачи отдельных его отрядов, продолжает наступление. Империализм не смог при помощи контратак изменить общее соотношение сил в свою пользу».

С тех пор наступление марксизма-ленинизма, реального социализма как определяющая тенденция мирового революционного процесса приобрело новый размах и масштабы. Развитие классовой борьбы на международной арене полностью подтвердило вывод совещания о том, что «империализм бессилен вернуть утраченную им историческую инициативу, повернуть вспять развитие современного мира».

«Главное в идеологической работе партии пропаганда идей марксизма-ленинизма, непримиримая наступательная борьба против буржуазной и ревизионистской идеологии».

В наступательности идеологической борьбы концентрируется боевая устремленность марксизма, коммунистического мировоззрения, которую Ленин блестяще и глубоко выразил в формуле «воинствующий материализм», заметив при этом, что без наступательности диалектический материализм будет «не столько сражающимся, сколько сражаемым». Учение Маркса с момента своего возникновения «должно было с боя брать каждый свой шаг на жизненном пути».

Понятие инициативы исторически конкретно. Было время, когда историческая инициатива принадлежала буржуазии. По словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность».

Передовая общественная мысль Франции XVIII века уверенно овладела идеологической инициативой именно потому, что дала ответ на самые насущные проблемы общественного развития, перед которыми в растерянности топтались идеологи феодализма, апологеты прогнившего абсолютизма.

Завоевание идеологической инициативы теоретиками подымающейся буржуазии явилось предпосылкой социальной революции и последующего превращения Франции в одну из самых мощных и влиятельных стран Европы, в авангард общественного прогресса того времени.

По мере роста социальных антагонизмов и противоречий капиталистического способа производства класс буржуазии все более демонстрировал свою неспособность обеспечить поступательное развитие общества и управлять им в новых условиях. Даже по оценкам некоторых ассоциаций промышленников, предприниматели в индустриальных европейских государствах находятся сегодня в таком же осадном положении, как феодальная знать накануне буржуазной революции.

Общество «частной инициативы» зашло в тупик и не в состоянии выступить с исторической инициативой (и тем более реализовать ее) решения ни одной из социальных проблем современности.

Очевидно, что сегодня в центре современной идеологической борьбы находятся именно те проблемы, которые были выдвинуты социалистическими революциями и успешно решались и решаются Советским Союзом и братскими странами социалистического содружества, утверждающими фундаментальные основы новой, коммунистической цивилизации.