Критика экономических основ

Автор: Keizerov. Опубликовано в Суть критики

w-063Яркой традицией марксизма-ленинизма является сочетание беспощадной и бескомпромиссной критики буржуазных воззрений и теорий с революционной борьбой, с критикой капитализма как общественной системы, с критикой всего буржуазного образа жизни во всех его проявлениях.

В.И. Ленин отмечал, что «скелет «Капитала»» составляет исследование и разоблачение эксплуататорской природы капиталистических производственных отношений. Однако, К. Маркс не ограничился критикой экономических основ капиталистической формации, всесторонне проследил функционирование и развитие всей системы общественных отношений, выросших на капиталистическом базисе.

В результате критического анализа капиталистическая общественно-экономическая формация предстала как живая «с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т.п., с буржуазными семейными отношениями».

Марксистско-ленинская традиция критики капитализма требует, чтобы она осуществлялась во всеоружии фактов, доказательно, наступательно.

В связи с этим заслуживают полного одобрения и всяческой поддержки полезные инициативы Московской партийной организации, партийных организаций Украины, Белоруссии, советских республик Прибалтики, осуществляющих издания специальной информационно-аналитической, справочной литературы в помощь партийным и советским идеологическим работникам по актуальным проблемам современной идеологической борьбы.

В этих изданиях, как правило, содержится богатый и яркий фактический материал, изобличающий преступления империализма. Советская печать вооружает пропагандистов большим фактическим материалом о различных проявлениях кризиса буржуазного образа жизни, в газетах введены специальные рубрики «Общество попранных прав», «Аргументы и факты», «Факты уличают», «Общественность обвиняет империализм» и пр.

Особое значение имеет разоблачение империализма, методов буржуазной апологетики коммунистическими и рабочими партиями капиталистических стран. Об эффективности данного направления борьбы с буржуазной идеологией свидетельствуют выступления руководителей братских партий на съезде, а также в нашей центральной печати с публикациями, освещающими накал классовой борьбы трудящихся против власти капитала. Они содержат много ценного материала для классового воспитания непримиримости к враждебной идеологии.

Обращение к современному революционному процессу, опыту борьбы братских партий против засилья монополий является испытанной школой интернационалистского воспитания. Классовое воспитание имеет огромное значение, в особенности для молодежи, сознание которой формируется без опыта непосредственного столкновения с классовым врагом.

Классовое воспитание тем более важно, что более половины всего населения родилось после окончания Великой Отечественной войны, более трех четвертей членов партии вступили в партию уже в послевоенные годы.

Разоблачительный и часто весьма острый фактический материал выносится на поверхность во время дискуссий и политических дуэлей между буржуазными партиями, представителями разных политических течений, в ходе которых проливается свет на механизм диктатуры монополий, тщательно маскируемый буржуазной пропагандой.

Критика капитализма усиливается и со стороны его приверженцев, причем критическое умонастроение нередко принимает форму «отвращения буржуазии к самой себе». Идеологи буржуазии перед лицом нарастающих кризисных ситуаций и социального распада бьют тревогу, и для этого становится все больше причин.

Усугубились отрицательные проявления буржуазного образа жизни: усиливается эксплуатация трудящихся и гонка вооружений, свирепствуют безработица и инфляция, растут поляризация общества и социальные конфликты.

Политическую систему империализма пронизывает диктат монополий, ее разъедает коррупция, взяточничество, служебные злоупотребления и финансовые махинации. Усиливается авторитарный характер власти монополий, пропасть между нею и народом, широкие массы лишаются жизненно важных социально-экономических прав. Сгнили и рушатся главные устои буржуазного образа жизни.

В судебной практике бывает такая ситуация, когда преступления человека так велики, его вина столь очевидна, что, как говорят, абсолютно нечего сказать в его оправдание. В подобных обстоятельствах бывали случаи отказа адвоката от защиты.

Преступления империализма, его моральное и политическое разложение вызывают шок даже у его бывалых защитников. Примечательно, что известный буржуазный идеолог, французский академик дОрмессон в консервативной газете «Фигаро», будучи ее главным редактором, заявил: «Все идет к чертям. Эти слова немного грубовато, но достаточно хорошо передают ту тревогу, которая распространяется в правящем классе. Семья, мораль, уважение, власть, патриотизм, любовь к труду все идет к чертям.

Порядок был одним из божеств французского среднего класса. Его подорвали, взорвали, высмеяли, разрушили. И вот своего рода мучительный парадокс: не является невозможным, что семья, мораль, уважение, власть, любовь к труду живут по ту сторону (границы между двумя противоположными социальными системами), в том мире, который был объектом ненависти,- в коммунистических странах.

Надо признаться, что есть отчего упасть в обморок. Нет ничего более ужасного, чем завидовать своим врагам. Буржуазия больна, ее моральные ценности рушатся. Ее святыни растоптаны, отравлены. Дух инициативы умирает, так как он не поощряется. Все разладилось.

В результате руководящий класс в свою очередь охватывает чувство безразличия ко всему. Это похоже на то, как больной, уставший страдать, начинает мечтать о смерти». Однако по мере усиления кризиса капитализма и умножения его преступлений перед народами не прекращаются отчаянные попытки класса буржуазии, его политиков и идеологов спасти прогнивший строй путем его апологетики и приукрашивания.

В этом отношении характерно безудержное восхваление капитализма Р. Ароном матерым адвокатом отжившего строя. Его апологетика, это не только бесконечный поток дифирамбов, но и своего рода серия фокусов с «исчезновением» совершенно реальных социальных объектов, вещей и предметов, их неотъемлемых атрибутов.

Действительность же вопреки надеждам и уверениям этих героев фразы продолжала существовать, господство буржуазии не было поколеблено, эксплуатация и страдания пролетариата усилились.