СМИ и идеология

Автор: Keizerov. Опубликовано в Суть критики

w-066Пропагандистские кампании, ориентированные на апологетику капитализма, являются одной из опаснейших разновидностей идеологических диверсий. Они, как правило, приурочены к событиям внутриполитической жизни той или иной страны.

Характерным примером подобных акций может служить кампания в связи с 200-летием американского государства, которая на протяжении 1967-1977 годов проводилась в США с использованием всех средств массовой информации и методов идеологического воздействия.

По своему размаху, интенсивности, источникам и финансовым возможностям, уровню организации и числу участников, политическим целям и идеологической направленности данная кампания является совершенно беспрецедентным явлением в истории средств массовой информации и пропаганды.

Никогда раньше на Западе не проводилось столь крупных по своим масштабам кампаний, ни на одно мероприятие буржуазные идеологи и политики не возлагали столько надежд, сколько на эту уникальную пропагандистскую акцию.

Особенностью анализируемой апологетической кампании является ее беспрецедентная протяженность во времени. Фигурально выражаясь, это своего рода пропагандистская «бомба замедленного действия». Первые мероприятия, связанные с юбилеем, относятся к 1966 оду., когда была организована специальная комиссия по проведению празднеств.

Как говорится, аппетит приходит во время еды.  В ходе кампании высказывались предложения продлить юбилейные мероприятия до 1987 года, то есть до 200-летней годовщины принятия Конституции США. Прежде столь длительных кампаний на Западе не проводилось.

Содержание, методы, развертывание и весь ход осуществления ее представляют значительный интерес для понимания новых тенденций внешнеполитической пропаганды империалистических государств.

Организаторы этой кампании стремились использовать юбилейные празднества для восстановления, пошатнувшегося в последнее время престижа США на международной арене, а внутри страны для дальнейшего усиления позиций государственно-монополистического капитала.

Отсюда навязчивая реклама американского образа жизни, противопоставление американской буржуазной революции социалистической революции, превратная интерпретация современного этапа соревнования двух систем, искажение и фальсификация теории и практики марксизма-ленинизма.

В ходе кампании предпринимались усилия, с помощью пропагандистской шумихи, навязчивой проповеди ложно понятых «традиций американизма» отвлечь общественное мнение от сегодняшних неразрешимых проблем капитализма и серьезных кризисных явлений, потрясающих его основы.

Пропагандистская мишура и реклама должны были в этой кампании маскировать пороки капиталистической системы, выдавая приукрашенный по случаю юбилея фасад за крепкое и прочное здание «американского просперити».

Весь ход кампании показал, что лежащие в ее основе идеи и установки вступили в острый конфликт с действительностью. Главным идеологическим ориентиром кампании, как уже говорилось, была пропаганда «американского образа жизни», ценностей «западной демократии», реклама американского общества как процветающего «общества-эталона», «продолжающейся революции». Не вызывает сомнения ее антикоммунистическая заостренность.

В этом одна из причин того, что эта крупнейшая пропагандистская апологетическая кампания Запада потерпела фиаско, превратилась в гигантскую «фабрику грез» и иллюзий.

Лежащие в основе кампании мифы «общества всеобщего благоденствия» и другие иллюзии «бума и процветания» столкнулись с суровой действительностью кризиса капиталистической Америки, поразившего экономическую, социальную, политическую и духовную сферы ее общественной жизни.

Апологетическо-рекламная кампания на Западе обычно отталкивается от определенной исторической даты, нацелена на сглаживание конфликтных ситуаций и коллизий путем внедрения юбилейной мифологии, идеи «национального единения», «общности» и т.д.

Главная цель такой кампании, ориентированной на внутреннюю аудиторию, состоит в пропаганде идей исключительности западной цивилизации и образа жизни, противопоставлении их социалистическим идеалам.

Таким образом, апологетика капитализма является связующим звеном внешних и внутренних функций пропагандистской кампании и придает ей характер идеологической диверсии, направленной против марксизма-ленинизма, реального социализма и коммунистических партий.

Организаторы кампаний тщательно скрывают то обстоятельство, что власть монополий извратила и деформировала демократические права и свободы, которые были записаны в Декларации независимости и Конституции США два столетия тому назад.

Анализируемая кампания начиналась как парадно-официозная, ее содержание отражало линию правительства страны и властей штатов на то, чтобы ослабить недовольство и растущее разочарование трудящихся в политической системе, защищающей интересы монополий.

По мере нарастания кризисных явлений в системе американского государственно-монополистического капитализма все большую силу приобретала позиция тех слоев демократической общественности, которые требовали увязать юбилей с решением актуальных социальных проблем, с практической борьбой против монополий и международных корпораций.

Риторике в духе «холодной войны» идеологов военно-промышленного комплекса коммунисты и демократы противопоставляют резкое осуждение монополий, агрессивного курса империалистической военщины. Демократическая общественность США в противовес официальной юбилейной программе развернула контркампанию под лозунгом «200-летие народу».

Серьезным диссонансом настроениям общественности выглядят акценты организаторов кампании на военных аспектах американской истории (имитация сражений с десятками тысяч участников, военные парады и т.д.). При этом навязчиво проводится идея возросшей американской военной мощи, способной обеспечить эффективность претензий на ведущую роль в мире.

Идеологи военно-промышленного комплекса, активизируя отвлекающие диверсии, предают забвению кровавую историю экспансии и агрессии американского капитала, позорные факты поддержки самых омерзительных диктатур и палачей народов, например клики Пиночета, Сомосы и им подобных.