Мирное сосуществование?

Автор: Keizerov. Опубликовано в Суть критики

w-068Капитализм, который, по образному выражению Ж. Жореса, «несет в себе войну, как туча бурю», уже мыслится некоторыми буржуазными футурологами в категориях мирного сосуществования государств с различным социальным строем, что само по себе есть известное отражение реальностей новой эпохи.

Попытка авторов «продлить век» капитализма еще на два столетия неизбежно сочетается с увековечиванием пороков и социальных язв эксплуататорского строя, тех его негативных тенденций, которые обнаружились уже сегодня и в гипертрофированном виде проецируются в будущее.

В частности, по мнению футурологов, в будущем произойдет «увеличение возможностей для насилия и разрушения; будет наблюдаться большая терпимость к террористическим действиям, политически мотивированному насилию и к тем, кто поддерживает такие действия». Хваленая буржуазная демократия, таким образом, даже в глазах ее апологетов оказывается обреченной на вырождение в авторитарно-элитарный режим правления.

Согласно буржуазным прогнозам, столь же пессимистически выглядит судьба морали и культуры, как «почти полное разрушение священных моральных устоев, относительная эрозия табу и запретов», развитие науки «в противовес опыту и практическим навыкам», получение знаний, формирование позиций и убеждений по преимуществу «из вторых рук» в ущерб личному опыту, то есть опять-таки предвидится усиление манипулятивного воздействия на человека.

Если экономический прогноз Г. Кана и Компании в общем довольно оптимистичен, хотя и констатирует возможность острых кризисов капиталистической экономики, то перспективы социальных изменений в ближайшие годы им представляются отнюдь не в радужном свете.

Заметим, кстати, что в отличие от мрачных пророчеств в адрес социализма, которыми обычно грешат «советологи», футурологи Гудзоновского института озабочены судьбами капитализма и, наученные горьким опытом неоправдавшихся предсказаний своих коллег, проявляют осторожность в суждениях о перспективах развития социалистического мира.

Кстати, нельзя не отметить их совершенно несостоятельные попытки сконструировать некую «глобальную модель» развития мира, игнорируя качественное различие двух систем, противоположность свойственных каждой из них тенденций развития, а также попытки создать видимость «общего кризиса» духовных ценностей, хотя речь может идти только о идейно-политическом кризисе капитализма.

Однако, когда футурологи говорят о тенденциях развития «западной цивилизации», им порой нельзя отказать в обоснованной констатации реальных процессов «постоянного обесценивания традиционных общественных идеалов, поиска нового смысла и цели жизни, некоторого культурного смятения, идеологической поляризации, вспышки социальных конфликтов, роста числа антиобщественных поступков и т.д.».

Судя по прогнозам, вывод Гудзоновского института состоит в том, что ни в ближайшие десятилетия, ни в последующие 200 лет капиталистическое общество не сможет преодолеть имманентно присущие ему пороки и противоречия. Отмечаемое состояние «просвещенного бессилия» и неспособности власти решить социальные проблемы, усиление авторитарных тенденций, рост иллюзорных взглядов и течений, манипулятивных систем и механизмов, усиление моральной деградации и разложения политических и иных социальных институтов, возникновение извращенных форм террора, насилия, подрывной деятельности все эти явления обусловлены капитализмом и коренятся в его природе.

Отсюда, казалось бы, с полной неотвратимостью следует вывод о необходимости ликвидации социального строя, обремененного подобными пороками. Ничего подобного! В финале футурологического сценария Г. Кана и Ко речь идет о «достойном отношении к богатству», «поддержании существующей системы» как главной цели человека, или, по словам авторов, его «прислужнической функции».

Апологет остается апологетом, несмотря на очевидность кризисных ситуаций, социальных конфликтов и антагонизмов. Вопреки законам и приговору истории он росчерком пера продлевает существование, или, вернее, агонию, обреченной социальной системы еще на 200 лет, не интересуясь при этом ни бедствиями и страданиями трудящихся, ни их нежеланием мириться дальше со строем угнетения и бесправия.

В дальнейшем мы еще вернемся к анализу перспективных тенденций международного развития в связи с рассматриваемой проблемой. В данном же контексте, на наш взгляд, необходимо несколько подробнее сказать о наступательности в разоблачении идеологических диверсий, роли в этом важном деле общественного мнения.

Указание партии о необходимости постоянного учета общественного мнения имеет огромное значение в современной борьбе идей. Воздействие современной идеологической борьбы на общественное мнение, когда борьба ведется за его завоевание, не односторонне, в свою очередь общественное мнение выступает как важный фактор и орудие идеологического противоборства.

Это проявляется, прежде всего, в следующих направлениях: во-первых, значение общественного мнения как важного фактора разоблачения диверсий закономерно возрастает и усиливается по мере обострения, расширения и усложнения идеологического противоборства на международной арене и роста влияния марксистско-ленинской идеологии в мире.

В огромной степени возрастает роль общественного мнения международного рабочего класса, марксистско-ленинских коммунистических партий, мнения общественности стран социалистического содружества в целом, во-вторых, социалистическое общественное мнение активно формирует не только коммунистические взгляды и убеждения, но и наступательную жизненную позицию в борьбе с буржуазной и ревизионистской идеологией; в-третьих, отражение средствами массовой информации и пропаганды мнения советской общественности по актуальным проблемам идеологической борьбы воздействует на воспитание ленинской непримиримости к чуждым идеологическим влияниям.

Огромное значение в идеологической борьбе приобретает мнение социалистического трудового коллектива, его непримиримо острое и активное критическое отношение к буржуазному образу жизни, к попыткам его приукрашивания и рекламы буржуазной пропагандой.

В борьбе против идеологических диверсий империализма огромное значение приобретает воспитание у трудящихся ленинской непримиримости и бдительности к источникам враждебной информации. Подобная непримиримость и бдительность, как показывает опыт работы лучших партийных организаций, является результатом целеустремленной идеологической работы по формированию коммунистических убеждений в органическом единстве с разоблачением пропагандистских кампаний и диверсий империализма, их несостоятельных аргументов.