Информационный бизнес

Автор: Petrusenko. Опубликовано в Спецслужбы и СМИ

is-22Рассмотрение всех известных обстоятельств появления на свет статей Освальда Джонстона и Стюарта Лури приводит к убеждению, что целью признания Колби было упрятать за «каменной стеной» связи ЦРУ со средствами массовой информации, потушить разгоравшийся пожар разоблачений. При этом хитроумно сочетался призыв к примирению с угрозами и шантажом.

Чтобы подправить и укрепить отношения с прессой, в течение двенадцати месяцев, с осени 1973 года, Колби лично встречался и беседовал со 132 журналистами. Около 100 корреспондентов и редакторов побывали за этот отрезок времени в штаб-квартире ЦРУ («The Nation», October 5, 1974).

Проводя свой блицкриг, директор ЦРУ стремился также расширить круг друзей разведки среди американских журналистов, отбить у них охоту заниматься разоблачениями «грязных трюков», убедить их писать о разведке только под диктовку пропагандистов из Лэнгли. «В течение нескольких месяцев, вплоть до последней недели, - сообщал 31.03.1975 года журнал «Time»,- директор ЦРУ Уильям Колби был занят выполнением необычного секретного дела.

По телефону, личными визитами и с помощью гонцов Колби поддерживал контакты с рядом информационных органов». Цель этой лихорадочной деятельности, по словам журнала, состояла в том, чтобы убедить органы информации не публиковать некоторые материалы.

Весной 1975 года Колби прибыл на встречу с участниками ежегодного съезда Американской ассоциации газетных издателей, т.е. организации, объединяющей владельцев фактически всех буржуазных американских ежедневных газет, которых насчитывается свыше 1750.

Друзья-издатели, - обратился к ним Колби. - У прессы и ЦРУ есть много общего. Мы с вами заняты информационным бизнесом, разве это не так? Так давайте же сотрудничать. Главное, друзьяиздатели, не давайте печатать у себя в газетах наших хороших секретов... (CJR, July/August 1975).

Комментируя выступление Колби, текст которого ЦРУ разослало работникам американских средств массовой информации, журнал «Columbia Journalism Review» предостерегал: «Мы надеемся, что общительность, проявленная Колби в подходе к издателям, сделает журналистов еще более любопытными в отношении действий ЦРУ и еще более осторожными, когда управление просит их скрывать от читателей «хорошие секреты».

Даже и без этого совета публикация материалов о ЦРУ, каким бы путем и способом они ни попадали в руки журналистов, не прекращалась. В 1974 году появилась книга бывшего сотрудника ЦРУ В. Маркетти и его соавтора - в прошлом сотрудника Бюро разведки и исследований государственного департамента - Дж. Маркса «ЦРУ и культ разведки». Изданию книги предшествовала достаточно показательная история. Вначале ЦРУ добилось судебного запрета на ее издание, мотивируя это тем, что публикация нанесла бы «серьезный и непоправимый ущерб интересам США».

Таковы были слова директора ЦРУ Р. Хелмса, произнесенные в 1972 году, когда разведка разузнала о замысле Маркетти. Обращения авторов в высшие судебные инстанции вплоть до Верховного суда успеха не имели. В конце концов им было предложено представить запрещенную рукопись на просмотр в ЦРУ, которое потребовало произвести множество купюр.

Другой автор - Ф. Эйджи решил оставить профессию рыцаря «плаща и кинжала» по принципиальным соображениям. За годы работы в ЦРУ у него выросло непреодолимое отвращение к его целям и методам. Вынужденный эмигрировать, он писал книгу в Париже и Лондоне, совершил поездку в Гавану.

В Париже он встречался с американскими издателями, но они не приняли от него рукопись, ибо она была намного острее того, что решились написать Маркетти и Маркс. ЦРУ пыталось через подсылаемых лиц убедить Эйджи отказаться от издания книги, но он выпустил ее в Англии. Эйджи, Маркетти и Маркс, по словам журнала «Time», написали «макрекерские книги» о ЦРУ («Time», March 1, 1976).

Обе работы произвели в США впечатление разорвавшейся бомбы. Они показали зловещий характер деятельности ЦРУ внутри страны и за границей, всесилие в Вашингтоне разведывательных органов. Но повторяем, эти книги имели разные цели.