Решить две проблемы одновременно

Автор: Petrusenko. Опубликовано в Спецслужбы и СМИ

is-6В середине 70-х годов ЦРУ все активнее заявляло о себе на страницах американской прессы. Если в 60-х годах Дж. Карвер-младший, допустим, укрывался под маской научного исследователя, то спустя десять лет на страницах «Foreign Policy» он уже выступал открыто как помощник директора ЦРУ.

Его коллеги стали выходить на публицистическую арену также не под вымышленными титулами, а в своих реальных амплуа. Летний номер за 1976 год ежеквартального журнала «Foreign Policy» открывался статьей «Китайские политические дела и американская политика: новый взгляд на треугольник».

Во вступлении, написанном редакторами журнала, указывается, что «автор Роджер Гленн Браун - старший специалист ЦРУ по анализу - выражает собственные взгляды, а не официальную позицию его организации», но что он «использует накопленную им проницательность», а «в его выводах заложены важные предположения для американской внешней политики» («Foreign Policy», Summer 1976, №23).

Среди этих выводов красной нитью проходила идея, что правящие круги США не должны допустить нормализации отношений между Китаем и Советским Союзом. Браун досконально рассматривал малейшие намеки на нормализацию со стороны Китая и недвусмысленно советовал, что надо сделать, дабы нейтрализовать силы тех в Китае, которые хотели бы этого. Старший специалист по анализу ЦРУ призывал китайское руководство расширять «культурные, экономические и, возможно, даже военные связи с некоммунистическими странами вообще и с Соединенными Штатами в частности» («Foreign Policy», Summer 1976, №23).

Далее Браун давал советы руководству США. Он предлагал покончить с «топтанием на месте в китайско-американских отношениях», ибо это «подорвет политическую силу тех индивидов и групп в Китае, которые настроены благоприятно в отношении Вашингтона». И дальше следовала главная рекомендация на ближайшее будущее. «Я полагаю,- писал Браун,- что Вашингтон должен признать Пекин, прежде чем стареющий председатель (Мао) покинет арену, с тем чтобы это могло повлиять на нынешнюю конфигурацию политической власти внутри Китая и тем самым на борьбу за наследство власти, которая безусловно усилится после смерти Мао».

Нет нужды, видимо, говорить о том, что о столь откровенных авансах Пекину заговорили все средства массовой информации США. На языке жрецов «управления новостями» статья вполне могла бы быть названа «пробным шаром» для зондажа общественного мнения внутри США и за границей.

Она могла предназначаться и как сигнал для Пекина, и поэтому ее авторство было решено сделать не анонимным, а таким, которое не оставляло бы сомнения, что за предложениями стоят влиятельные круги США. Какие же? Концентрирующиеся вокруг ЦРУ и настроенные особенно враждебно в отношении Советского Союза. Не случайно вашингтонский обозреватель В. Зорза утверждал, что ЦРУ самостоятельно, без разрешения Белого дома, санкционировало выступление Брауна («International Herald Tribune», June 3, 1976).

Что ж, полностью исключать такой вариант не стоит, ибо это был не первый случай, когда ЦРУ с помощью печати пыталось оказать давление на правительство в китайском вопросе. Если утверждение В. Зорзы имело основания, то оно свидетельствовало о возросшем стремлении ЦРУ заставить правительство пойти на установление дипломатических отношений с Китаем, продажу ему оружия.

Появление статьи Брауна означало, что ЦРУ не случайно избрало момент для нажима. Как раз в ходе предвыборной кампании 1976 года с подобными требованиями носились метившие в Белый дом самые реакционные политики - бывший калифорнийский губернатор Р. Рейган и выразитель интересов военно-промышленного комплекса сенатор Г. Джексон.

Президент Дж. Форд и его ближайшее окружение остро реагировали на настроения различных прослоек избирателей, прежде всего консервативных, шедших за Рейганом и Джексоном. Таким образом, ЦРУ хотело одним ударом убить двух зайцев: повлиять и на внешнюю политику, и на ход внутренней политической борьбы. И то и другое - привычное для ЦРУ дело.