Техника «Управление новостями»

Автор: Petrusenko. Опубликовано в Спецслужбы и СМИ

is-17Подробно описал технику «управления новостями» Джек Реймонд, работавший долгие годы военным обозревателем газеты «The New York Times». Вашингтонские власти решают задержать или ускорить важное заявление, сделать его от имени президента или члена его кабинета.

Выбор времени, опубликование сообщения утром, после полудня или вечером, до или после национальных выборов, очень важный момент.

Правительство решает, делать ли сообщение официально или на брифинге, предоставлять его всем, нескольким или даже одному корреспонденту, распространять новость целиком или по частям. Иногда власти могут преднамеренно создавать «вакуум новостей», с тем чтобы позднее затопить потоками информации печать, радио, телевидение.

В поисках информации и идей Дж. Реймонд и другие военные обозреватели, по его словам, вращались не только в Пентагоне и военных комиссиях конгресса. «Мы,- писал он,- имеем официальное лицо для контактов даже в Центральном разведывательном управлении, которое не может нам ничего сказать, но пытается сделать так, чтобы мы всегда оставались довольными» (Ibid., p.324).

Дж. Реймонд, книга которого «Могущество в Пентагоне» вышла в 1964 году, не назвал фамилии этого официального лица для контактов, но можно догадаться, о ком идет речь. Двумя годами раньше С. де Грамонт сообщал, что в ЦРУ связями с прессой и общественностью ведал бывший профессор военных наук, полковник Стэнли Гроган.

Да, он официально не предоставлял информации, поскольку в ЦРУ существовало тогда правило «не подтверждать и не опровергать» опубликованные сообщения. Однако как же все-таки появились статьи, содержание которых свидетельствовало, что без помощи ЦРУ их авторы обойтись не могли?

Не без сарказма С. де Грамонт пишет: «Хотя ЦРУ не разговаривает с прессой, оно порой перешептывается с нею, когда чувствует потребность поднять свой престиж в глазах общественности.

Так, в 1954 году Ричард и Глэдис Харкенсы, личные друзья А. Даллеса, написали серию из трех статей для журнала «Сатердей ивнинг пост» под названием «Загадочные дела ЦРУ». Материал содержал в себе описание шаг за шагом роли ЦРУ в свержении иранского премьера Мосаддыка. Появлялись и другие статьи, прославляющие достижения ЦРУ, написанные с чересчур хорошим знанием дела. Журнал «Newsweek», кажется, имеет один из лучших каналов связи с разведывательной сетью» (S.de Gramont. Op.cit., p.139-140).

Итак, на первых порах ЦРУ особенно тщательно старалось скрыть свои пропагандистские вылазки внутри США. Внешне оно хранило фигуру полного умолчания. В интервью журналу «US News and World Report» в 1954 году А. Даллес подробно излагал свою концепцию ЦРУ как «секретной организации», которая не может разглашать и афишировать свои планы.

Но за кулисами в том же 1954 году он снабжал журналистов материалами, которых хватало на серию статей о «достижениях» ЦРУ. А. Даллес без стеснения использовал личную дружбу с владельцами газет, журналов, вещательных корпораций для «приобщения» принадлежащих им органов информации к шпионским делам.

Один из его ближайших друзей - хозяин «The New York Times» Артур Хейс Сульцбергер подписал с ЦРУ секретное соглашение. Точное содержание его неизвестно, однако известно, что во время одной из бесед между А. X. Сульцбергером и А. Даллесом издатель-миллионер заявил: «Мы будем помогать Друг другу» («Rolling Stone», October 20, 1977).

И далее он распорядился оказывать ЦРУ помощь всюду, где это возможно. С 1950 по 1966 год, по словам Карла Бернстайна, около 10 работников ЦРУ пользовались газетой «The New York Times» как «крышей».

А. Даллес был на дружеской ноге с владельцем журнального концерна «Time, inc» Генри Люсом, владельцем вещательной корпорации CBS Уильямом Пейли. Обе организации, сообщает Карл Бернстайн, особенно ценились в ЦРУ как удобные и надежные «крыши». Тесная дружба связывала Ф. Визнера с издателем газеты «The Washington Post» и журнала «Newsweek» Филипом Грэхэмом.

От магнатов прессы не отставали в деле сотрудничества с ЦРУ главные редакторы и другие ответственные работники средств массовой информации США. Среди них, пишет Бернстайн, главный редактор «Time. inc» Хедли Доновэн, бывший вице-президент этого концерна Чарльз Джексон, бывший редактор журнала «Newsweek» Малколм Мюир, редактор иностранного отдела этого журнала Гарри Керн, заведующий вашингтонским бюро журнала Эрнест Линдли и многие другие.

Контакты и сотрудничество на высшем уровне между ЦРУ и информационно-пропагандистским бизнесом, начатые А. Даллесом и Ф. Визнером, сцементировали всю систему тайного взаимодействия, существующую и по сей день.