Встреча «Не для печати» и «неотъемлемое право лгать»

Автор: Petrusenko. Опубликовано в Спецслужбы и СМИ

is-18Пропагандистская деятельность ЦРУ внутри США так же многообразна, как и за рубежом. До последнего времени она проводилась и под покровом строжайшей секретности, и, наоборот, с назойливой откровенностью ярмарочного балагана.

ЦРУ участвует, как мы видели на примерах Вьетнама, Кубы, Чили, в общих кампаниях «промывания мозгов» американцам, которые организуются пропагандистской машиной государственно-монополистического капитала США.

Оно прибегает к различным другим методам манипулирования сознанием тех или иных слоев американского общества. Возникавшие и развивавшиеся при этом деловые отношения между ЦРУ и американскими средствами массовой информации не были явлением из ряда вон выходящим.

Они складывались в той общей системе сотрудничества, взаимодействия, периодических трений и распрей, которые присущи взаимоотношениям федеральной исполнительной власти и монополизированной печати.

В 50-х годах пропагандистские службы федерального правительства сконструировали и пустили в ход механизм «управления новостями». Открытые пресс-конференции, потоки официальных пресс-бюллетеней были дополнены брифингами, ставшими неотъемлемой составной частью деятельности всех правительственных органов.

Брифинги - это встречи журналистов с вашингтонскими деятелями (от президента США до пресс-секретаря того или иного ведомства), проводимые по инициативе как тех, так и других. Предоставляемую на брифинге информацию или дезинформацию можно давать от имени лица, ведущего брифинг, если это разрешается.

Чаще получаемые сведения по договоренности с корреспондентами приписываются «официальным лицам», «правительственным экспертам», «осведомленным деятелям», «безупречным источникам» и т.п. Анонимность в обществе, где превыше всего ценится паблисити (реклама), не случайна. Она позволяет вашингтонским пропагандистам более гибко и свободно управлять и дирижировать «независимой» печатью.

Кроме простого брифинга существует еще одна форма работы с прессой «ориентирующий брифинг» (бэкграунд брифинг), на котором прессу знакомят с различными внешнеполитическими и военными планами и шагами администрации. Но не обо всем услышанном на них корреспонденты могут писать. Задача этого рода встреч создать соответствующий политический и идеологический настрой.

Наконец, устраиваются «глубокие ориентирующие брифинги», на которых с корреспондентами без обиняков договариваются о том, что и как они будут писать. Это может быть либо дезинформация американского общественного мнения, либо откровенные угрозы, шантаж, призванные напугать другие правительства и народы.

Еще один из способов использования средств массовой информации в системе «управления новостями» встреча между правительственными деятелями и журналистами под девизом: «Не для печати». При использовании полученных здесь сведений, идей, дезинформации корреспондентам вообще не разрешают ссылаться ни на какие источники.

Благодаря этому складывается впечатление, что они сами добыли материалы. Тогдашний помощник министра обороны Артур Сильвестер провозгласил в 1962 году, что американскому правительству принадлежит «неотъемлемое право лгать», используя для этого прессу (Bruce Ladd. Crisis in Credibility. New York, 1968, p.3).

Его преемник Фил Гулдинг в книге, написанной после ухода из Пентагона, признал, что в течение четырех лет он «вводил в заблуждение и дезинформировал американский народ очень много раз» («Newsweek», March 23, 1970).

Как воспринимали «управление новостями» и провозглашаемое правительством право лгать представители «свободной» американской печати? «Управление новостями имеет свою законную сторону, говорил обозреватель газеты «Washington Evening Star» Ричард Фрюклюнд, а одним из аспектов управления новостями может быть прямая ложь» (The Press in Washington, Ed. by Ray Hiebert. New York, 1966, p.170).

«Ложь,- вторил ему дипломатический корреспондент радиотелевизионной сети CBS Марвин Калб,- законная часть защитного механизма администрации, и журналист соглашается передать ее, когда, с его точки зрения, это отвечает национальным интересам» (Ibid., p.162).