Комиссия Пайка

Автор: Petrusenko. Опубликовано в Спецслужбы и СМИ

is-26Если верить комиссии Пайка, то самая большая категория операций тайного свойства, выполняемых американскими спецслужбами, связана с реализацией пропагандистских программ.

Одни секретные операции в отношении средств массовой информации получают одобрение специального органа СНБ, другие - «политически щекотливые» - проводятся рыцарями «плаща и кинжала» без ведома кого-либо за пределами Лэнгли.

Трудно судить, вызвано ли это стремлением высоких должностных лиц умыть руки, или же позиция отстранения от ответственности призвана максимально развязать руки жрецам «черной» и «серой» пропаганды.

Так или иначе, но обстановка особой секретности и неподотчетности благоприятствует вызреванию наиболее провокационных и потому наиболее опасных ходов и комбинаций стратегов «психологической войны».

Ударами из-за угла, действиями, которыми руководят «невидимки», пытаются затормозить процесс ослабления международной напряженности, повернуть его вспять, помешать расширению сотрудничества между государствами с различным общественным строем.

Пропагандистские подразделения Центральной разведки США, как явствует из опубликованных работ, укомплектованы специалистами по средствам массовой информации, социологами, психологами, историками (V.Marchetti and J.Marks. Op.cit., p.162).

Их считают искуснейшими мастерами своевременного выбора той или иной аудитории - «пропагандистской мишени» (рабочий класс, «средние» слои, молодежь, интеллигенция), а затем умелой обработки ее прицельным «психологическим огнем». Поскольку в поле зрения у них десятки различных стран со всей их спецификой, они работают в тесном контакте с территориальными отделами ЦРУ, берут поступающие в них от резидентур советы, совместно руководят некоторыми операциями. Указания и просьбы, «идеи и подсказки» поступают также из Белого дома, государственного департамента, министерства обороны и различных членов разведывательного сообщества (Ph.Agee. Op.cit., p. 71-72).

Но главные «блюда» изготовляются на пропагандистской «кухне» отдела специальных тайных служб ЦРУ. Рецепты и способы их приготовления хранятся в таком секрете, что не обходится без курьезов.

Одна из операций на Дальнем Востоке состояла в печатании заново целых номеров газет, издаваемых в КНР, после того как из них изымалась кая-то статья, а на ее место подставлялся сфабрикованный материал, написанный агентами ЦРУ.

Подлинные номера газет, задержанные в почтовых отделениях, сотрудничавших с ЦРУ, заменялись затем фальсифицированными номерами и рассылались подписчикам по всему миру.

На заседании комиссии Черча сенатор Уолтер Хаддлстон спросил бывшего сотрудника ЦРУ Дэвида Филлипса (Рыцаря), были ли случаи, «когда мы становились жертвами пропагандистских усилий собственного ЦРУ». «Это случалось», - ответил Филипс («The Washington Post», January 17, 1976).

Агента ЦРУ тайно перебросили в Китай для распространения дезинформации о китайском руководстве. Эти сведения подхватывались и разносились китайцами, бежавшими с материка. Наиболее широкое распространение как подлинные факты они получали в Гонконге, куда пробирались беженцы.

Там они превратились в пищу для информационных агентств США и корреспондентов радиостанции «Голос Америки». Лишь после этого руководители ЦРУ в Вашингтоне уведомили «Голос Америки», что сведения являются сфабрикованными.