Закон о создании ЦРУ

Автор: Petrusenko. Опубликовано в Спецслужбы и СМИ

w-064ЦРУ, это единственное ведомство правительства США, которому разрешено заниматься операциями черной пропаганды, но оно разделяет ответственность за ведение серой пропаганды с другими ведомствами, как, например, United States Information Agency.

Однако согласно «серому закону» Совета национальной безопасности (СНБ), содержащемуся в одной из разведывательных директив СНБ, другие ведомства обязаны получать предварительное одобрение ЦРУ на ведение серой пропаганды» (Philip Agee. Inside the Company: CIA Diary. London,1975, p.70-71).

В. Маркетти и Дж. Маркс приводят дополнительные подробности относительно целей и методов «серой» и «черной» пропаганды. «Смесь правды, полуправды и некоторого искажения истины используется, чтобы изменить взгляды населения («серая» пропаганда); распространяется нередко и открытая ложь («черная» пропаганда), сопровождаемая отдельными правдивыми или полуправдивыми сведениями.

«Черная» пропаганда и дезинформация фактически не отличаются друг от друга. Они предусматривают сеяние ложной информации с целью оказать влияние на взгляды или действия населения.

Дезинформация, это фактически разновидность «черной пропаганды», для которой характерны абсолютная секретность и, как правило, фальшивая документация» (V. Marchetti and J. Marks. Op.cit., p.165).

Разъясняя методы «черной» пропаганды, сенатор К. Пелл относил к ним организуемые и оплачиваемые поездки американских и иностранных журналистов в различные точки планеты (James Aronson. The Press and the Cold War. New York, 1970, p.222-224).

От них ожидается определенное освещение событий, дирижируемое опытной рукой. К. Пелл был против того, чтобы этим занимались USIA и Пентагон. Это «черная» пропаганда, подчеркивал он, это дело ЦРУ. И действительно, у ЦРУ был большой опыт, оно устраивало, как сообщает газета «The New York Times», поездки журналистов в Западную Европу и Азию, Африку и Латинскую Америку («The New York Times», February 9, 1976).

Итак, место ЦРУ в общей системе империалистической пропаганды определено довольно четко. На него возложены главным образом функции «черной» и «серой» пропаганды, диапазон приемов и методов которой весьма широк. Внутри самого ЦРУ операции со средствами массовой информации, если не считать пресс-отдела, отданы на откуп тайным службам, на которые возложено ведение специальных политических, психологических, подрывных операций.

Возникновение этих служб, нацеленных на совершение переворотов, вторжения в другие государства, убийства иностранных лидеров и т.п., появление вместе с ними организационных начал в пропагандистской деятельности ЦРУ, бурный рост данных служб - одна из самых позорных страниц в послевоенной истории США.

Принятый конгрессом, подписанный президентом Гарри Трумэном и вступивший в силу 18.09.1947 года Закон о создании ЦРУ уполномочивал управление осуществлять следующие функции:

  • Консультировать СНБ по вопросам разведывательной деятельности правительственных министерств и агентств, имеющей отношение к национальной безопасности;
  • Представлять рекомендации СНБ относительно координации такой разведывательной деятельности;
  • Сопоставлять и оценивать разведданные, относящиеся к национальной безопасности, и обеспечивать должное распространение этой разведывательной информации внутри правительства. Управление не имеет полицейских функций, права вызова в суд, права принуждения по закону или функций поддержания внутренней безопасности;
  • Выполнять в интересах существующих разведывательных органов такие услуги, представляющие общий интерес, которые по решению СНБ могут быть более эффективно осуществлены в централизованном порядке;
  • Выполнять также другие функции и обязанности, связанные с разведкой, затрагивающие национальную безопасность и которые могут директивно поручаться Советом национальной безопасности.

Американские авторы тщетно разыскивают в пяти разделах приведенного документа, из которого опущены незначительные детали во втором и третьем пунктах, положения, разрешающие, в частности, ЦРУ вести «черную», «серую» или «белую» пропаганду.

Тем не менее, с точки зрения Д. Уайза и Т. Росса, пятый параграф создал «лазейку для расширения роли ЦРУ сверх того, что, очевидно, было задумано конгрессом, включая проведение специальных операций внутри страны и за рубежом в дополнение к сбору разведданных» (D.Wise and Th. Ross. The Espionage Establishment. Naw York, 1967, p.165).