Белая, серая и черная попаганда

Автор: Petrusenko. Опубликовано в Спецслужбы и СМИ

w-053Задолго до того, как в Америке стали открыто говорить и писать об использовании разведкой средств массовой информации, считалось установленной и не требующей доказательств истиной, что ЦРУ прочно внедрилось в дипломатическую службу. Посольства и консульства использовались как «крыши» для офицеров разведки.

Интерес у ЦРУ к внешнеполитическим делам далеко не ограничивался возможностями маскировки и укрытия с помощью дипломатического иммунитета.

Наиболее тщеславным руководителям ЦРУ хотелось иметь веское, если не предопределяющее, слово в анализах международного развития и выработке внешнеполитического курса США, других капиталистических государств, не говоря уже о марионеточных режимах, появившихся на свет благодаря усилиям американской разведки.

Таким образом, особое место, которое ЦРУ занимает в системе внешнеполитического механизма США, не составляло никакого секрета. Иначе обстояло дело с тем, что касалось пропагандистских акций разведки, взаимоотношений ЦРУ с журналистикой. Здесь американская общественность находилась, как уже указывалось, почти в полном неведении вплоть до середины 70-х годов.

Сравнение на основе имеющихся фактов акций ЦРУ с действиями других правительственных ведомств США в информационно-пропагандистской сфере приводит к выводу о наличии у них черт, как большого сходства, так и большого различия. И те и другие признаки свидетельствуют об активной и весьма специфической роли ЦРУ в осуществлении идеологической политики империализма.

Даже один перечень действий ЦРУ в средствах массовой информации и против них показывает широкий диапазон методов и приемов, принятых на вооружение специалистами по пропаганде в американской разведке. Среди них - сеяние слухов и подготовка научных монографий, выпуск листовок и издание журналов для интеллигенции, публикация памфлетов и финансирование газет, заигрывание с вашингтонским корпусом печати и травля неугодных журналистов, выступления руководителей ЦРУ по американским телевизионным сетям и контроль над деятельностью подрывных радиостанций и т.д.

Наряду с расширением масштабов этой деятельности происходит тщательно продуманное рассекречивание некоторых ее аспектов. Ранее, например, фактически не подлежало упоминанию и обсуждению существование пресс-службы ЦРУ, на которую возлагались контакты с вашингтонскими корреспондентами американской прессы. Ныне руководитель этой пресс-службы, отставной капитан ВМС Герберт Гету, сообщил журналу «Time», что она укомплектована восемнадцатью сотрудниками («Time», June 20, 1977).

Репортерам и фотокорреспондентам «Time» первым была предоставлена возможность в июне 1977 г. подготовить иллюстрированный материал о ЦРУ. Мотивы, по которым тайное стало явным с ведома руководства ЦРУ, нетрудно угадать: рыцари «плаща и кинжала» решили поднять свою репутацию в глазах американской и мировой общественности.

Потребность в этом ныне особенно велика, если учесть тот удар по их престижу, который был нанесен разоблачениями преступлений ЦРУ за границей, и беззакония внутри собственной страны. Кроме того, легализуя свои отношения с вашингтонской прессой, ЦРУ стремится подальше упрятать от ее глаз менее респектабельные дела, которыми оно занимается в средствах массовой информации. Какие же?

Провозглашая в полный голос выход на рынок вашингтонской информации, где за внимание прессы борются десятки и сотни различных правительственных ведомств, ЦРУ делает заявку на легальную прописку в сфере так называемой «белой» пропаганды. Что касается «серой» и «черной» пропаганды, то здесь ЦРУ прописалось с первых лет своего существования.

Разница между тремя видами пропаганды существенна. На это указывают многие американские авторы. «Роль ЦРУ в пропагандистской программе США определяется официальным разделением пропаганды на три общие категории: белую, серую и черную,- пишет Ф. Эйджи.

Белая пропаганда - это то, что исходит от правительства США, например информационного агентства США - United States Information Agency (USIA), и что открыто признается правительством;

Серая пропаганда - это то, что якобы исходит от лиц или организаций, которые публикуют материалы как свои собственные и не признают причастности к ним правительства США;

Черная пропаганда - это либо не подписанный никем материал, либо он подписан несуществующим источником, либо это фальшивка, приписанная реально существующему источнику.