Индивидуализм

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

individualizmВ обществе, где правит капитал, практически все отношения социального характера, строятся исходя исключительно из господства частной собственности. В данном процессе средствам массовой информации отведена роль проповедника индивидуализма. Под индивидуализмом, в широком смысле понимается «тип мировоззрения, сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу».

Данное мировоззрение может проявляться и в философии, где оно неразрывно связано с субъективным идеализмом, и в социологических теориях, провозглашающих вечный антагонизм между личным и общественным, и в этических концепциях, утверждающих примат личности в ее отношениях с обществом, и в реальной жизненной позиции.

В первых трех случаях индивидуализм выступает как идеологическая категория, в последнем как психологическая.

Поскольку философские, социологические и этические учения составляют лишь основу пропагандистской деятельности и не «выходят» на широкую аудиторию, исследователь средств массовой информации имеет дело, прежде всего, с последней, психологической разновидностью индивидуализма, приобретающей в качестве предмета пропаганды характер идеологического явления.

В указанном аспекте индивидуализм предстает, с одной стороны, чертой определенных общественных отношений, с другой - «реально работающим» (не теоретическим) принципом морали.

Совершенно очевидно, что при анализе содержания прессы, передач радио и телевидения с интересующей нас точки зрения его следует понимать в первую очередь как действующий моральный принцип, который может быть предметом пропаганды.

Однако не сбрасывается со счетов рассмотрение индивидуализма и как черты определенных социальных отношений, ибо пропаганда всякого принципа строится на отражении реалий общественного бытия.

Исторически индивидуализм как социальное явление возник с утверждением частной собственности и разделением общества на классы. Но широкое практическое воплощение и теоретическое обоснование он получил лишь с развитием капитализма.

При этом ранний идеологический буржуазный индивидуализм был окружен ореолом благородства и целесообразности.

Становление капиталистических отношений привело к тому, что цели общества, по словам буржуазных теоретиков, стали рассматриваться как «связанные с ценностью, независимостью и защитой индивида, т.е. как цели индивидуализма». Согласно учению гуманистов, индивид освобождался от всяких обязанностей по отношению к анонимному целому.

Личность мыслилась «как самостоятельная и высшая социальная ценность, как цель, по отношению к которой все общественные институты и другие люди выступают лишь как средства».

На ранней стадии капиталистического развития данная концепция сыграла положительную роль в борьбе за освобождение человека от оков феодализма и церкви.

Однако она, как и породившие ее общественные отношения, была внутренне противоречива. Если все общественные институты и другие люди для «меня» только средство, то, значит, для другого человека «я тоже не более чем средство. Отношения, основанные на взаимном использовании, неизбежно будут эгоистическими».

С утратой капитализмом прогрессивной исторической роли эта логическая концовка, это противоречие просветительского учения обнаружились со всей полнотой, а буржуазная индивидуалистическая философия приобрела реакционный характер.