Главное против всех

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

str-1Касаемо «реально работающего» психологического буржуазного индивидуализма, то, несмотря на сыгранную им исторически прогрессивную роль, он с самого начала выливался на практике в «войну всех против всех», которая становилась все более ожесточенной по мере развития капитализма.

Однако класс собственников не мог и не может отказаться от индивидуалистической психологии (как и от индивидуалистической идеологии), ибо это означало бы отказ от частной собственности, от самих основ буржуазного строя.

Поэтому психологический индивидуализм до сих пор остается неотъемлемой чертой капиталистического образа жизни, а буржуазная пропаганда неустанно превозносит его ценности - объекты интересов и повседневные ориентиры поведения личности в предметной и социальной действительности.

Главное место среди них занимает порожденная господством частной собственности идея свободного предпринимательства. Восхваление предпринимательской инициативы без оглядки на ее отношение к подлинным общественным интересам пронизывает буквально все капиталистические издания, пропагандистскую продукцию всех радио- и телестанций.

Например, по утверждению английской «The Daily Telegraph», каждый «вправе как угодно (подчеркнуто мной.) применять свои способности, и лишь рынок определяет, как и в какой мере вознаграждаются его усилия».

Дело доходит до того, что даже проблемы здоровья людей буржуазные пропагандисты рассматривают сквозь призму интересов бизнеса. «Почему я заставляю своих пациентов платить и им нравится это» под таким заголовком английская массовая газета «Daily Mail» поместила статью частнопрактикующего врача, в которой фактически ратовала за отмену бесплатной службы здравоохранения для трудящихся. Примеров таких публикаций и радио- и телепрограмм, превозносящих «деловую инициативу», практически неограниченное количество.

Из свободного предпринимательства как духовной ценности буржуазной прессы, радио, телевидения органически вытекает пропаганда конкуренции индивидов на любом поприще, и прежде всего в сфере экономики. Капиталистические средства массовой информации представляют «борьбу за отдельное существование», «расчет лишь на себя» естественной и разумной чертой жизни.

В условиях конкуренции, когда «каждый смотрит на другого только как на объект для использования... и при этом получается, что более сильный попирает более слабого», предметом самого восторженного почитания становится личный успех.

Буржуазная пропаганда буквально боготворит тех, кто сумел «выбиться в люди». На страницах газет и журналов, в радио- и телепередачах родилось и стало заштатным словесным клише такое выражение, как «человек, сделавший самого себя» (self-made man).

Представив как сенсацию загадочное исчезновение одного из американских профсоюзных лидеров, журнал «Newsweek» не преминул подчеркнуть его деловую удачливость: «Возглавляя профсоюз кулинаров, Элмер Бромлет превратил его из анемичного скопища неквалифицированных временных рабочих в самую мощную трудовую организацию штата Невада. В ходе этого он сделал блестящую персональную карьеру».

Нотками умилительного восхищения проникнуты и строчки журнала «Time», посвященные одному из руководителей американской автопромышленности Ф. Колдуэллу: «Фордовский ветеран, он был направлен выправить положение в отделении «Philco-Ford»... позднее стал главой европейского филиала фирмы, а вскоре после этого возглавил все международные операции концерна Форда за пределами США и Канады».