Исповедь промышленника

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

w-068С нескрываемым одобрением (или по крайней мере без открытого порицания) «Newsweek» излагал исповедь видного промышленника, небольшое предприятие которого выросло за послевоенные годы в одну из крупнейших японских корпораций «Honda Motor Co.,Ltd»: «Сказать откровенно, я никогда не имел намерения содействовать общественному благу.

Все, к чему я стремился, это делать деньги. Однако, когда компания разрастается, она вынуждена что-то говорить о своем общественном вкладе, учитывать требования социальной ответственности. У меня никогда не было этого духа святости, и, если кто-либо говорит вам, что этот дух постоянно владел им, он лжет»!

В таком понимании и в такой пропагандистской трактовке «идея «личного успеха» есть последовательное выражение принципов буржуазного индивидуализма, который на первый план выдвигает не общественное благо, не благо коллектива, не благо индивидуума как члена общества и коллектива, а успех отдельного человека, успех как осуществление его частного интереса, обособленного и даже противопоставленного частным интересам других людей и интересам общества в целом».

Не случайно, прославляя удачу и удачливых, буржуазные средства массовой информации практически игнорируют тему труда и тем более - его общественного значения. Если данная тема и затрагивается в капиталистических изданиях, в радио- и телепередачах, то не иначе как в плане находчивости, деловой изворотливости «людей, сделавших себя».

Не без подстрочных симпатий журнал «Time» оповещал однажды своих читателей о «трудовой акции» высших служащих компании «Макдональд», которой принадлежит целая цепь закусочных в США.

Когда наметилось некоторое падение доходов, руководители фирмы во главе с ее президентом лично встали за прилавки своих предприятий и, изучив таким образом ситуацию, распорядились внедрить ряд новшеств в обслуживание посетителей. В результате, как сообщал журнал, тысячи закусочных фирмы увеличили свой общий товарооборот на миллионы долларов.

Ценности индивидуализма накладывают свой отпечаток и на отношение к образованию, знаниям. «Образование важно, но колледж не гарантирует счастья, - провозглашал, например, американский журнал устами уже упоминавшегося японского промышленника-миллиардера С. Хонды.

- Я поступил в колледж... и использовал знания практически. Я говорил президенту колледжа, что предпочитаю билет в кинотеатр ученой степени, ибо билет по крайней мере гарантирует вам место в зале, а ученая степень не гарантирует работы».

Подобные рассуждения - не редкость в буржуазных средствах массовой информации. Оно и понятно: образование, так же как и труд, как любая деятельность человека, выступает в капиталистическом обществе лишь средством, инструментом «достижения иных, вне самой деятельности лежащих целей.

Среди них определяющим предстает частный денежный интерес, или, говоря словами Ф. Энгельса, «богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида».