Потребительская психология

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

bj-20Стихийно возникая в условиях капитализма, индивидуалистическая потребительская психология подхватывается органами буржуазной пропаганды и «в свою очередь, трансформировавшись при помощи средств этой пропаганды, используется для духовного развращения масс».

Страницы буржуазных газет и журналов переполнены описаниями благополучия и роскоши. Точно так же стремление к роскоши стимулируется буржуазным радио и телеэкраном. Создаваемый ими «искаженный образ преуспевающего и процветающего потребительского общества проникает в рекламу (или, вероятно, это двусторонний процесс)».

И дело здесь, разумеется, не в том, что пропагандируются материальные блага и вещи, как таковые, а в том, что с обладанием ими непременно связываются престиж и сама ценность человека. Например, реклама автомобиля «Triumph TR-7» в журнале «The New Yorker» венчалась фразой, разжигающей частнособственнические настроения: «Как вы можете позволить себе не владеть им?!»

Рекламируя услуги проката, журнал «Time» прямо взывал к эгоистическому тщеславию читателя: «Когда вы берете в прокат автомашину у фирмы «Hertz», вы становитесь человеком номер один. Мы не заставим вас ждать... Итак, когда вы нанимаете машины, нанимайте «Hertz» и становитесь человеком №I».

При подобном подходе подлинно человеческие функции потребления выступают «в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели»!

Стремление к благам ради благ приобретает уродливые формы, когда, пытаясь утвердить свою индивидуальность, человек на деле проявляет грубый индивидуализм.

Внешне бесстрастное фиксирование таких явлений в средствах массовой информации оборачивается поощрением индивидуализма, как это случилось, например, с материалом журнала «Time», посвященным жизни звезд эстрады. «Они не владеют Лос-Анджелесом, по крайней мере пока, - спокойным тоном повествовал этот орган буржуазной печати.

Но они владеют некоторыми наилучшими особняками в районах Beverly Hills и Malibu. Использование неограниченного богатства может быть потрясающим, когда оно становится стилем жизни.

Лос-анджелесский архитектор Дэвид Тобин осознал это два года назад, предприняв реконструкцию дома Боба Дилана стоимостью 50 тысяч долларов. Вот как он говорит: «Я быстро понял, что этот парень имеет так много денег, что ему не нужно подчиняться какому-либо из правил, связывающих меня... Я должен был оставаться вполне серьезным, когда Дилан заявлял, что желает иметь гостиную, в которой он мог бы скакать на лошади».

Далее приводятся слова архитектора о доме режиссера популярных звукозаписей Э. Купера: «Особняк построен для человека, которому нечего делать. Комнаты, не предназначенные для развлечений (бассейн, настольный теннис, китайский бильярд), усеяны дисками, шкалами, рычагами и кнопками записывающей системы «купертроникс».

Вот что говорит он (Э. Купер): «Все это я соорудил сам. Это нелепый дом для нелепого человека, но он мне нравится». Сорокатрехлетний британский музыкант Джон Мейол понимает роскошь по-иному. Пол его бассейна расписан порнографией. У него крупнейшая в Лос-Анджелесе порнографическая коллекция».

Подобные описания потребительского индивидуализма оказывают известное воздействие на сознание масс в буржуазном обществе.