Ценности и стремления

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

bj-53В результате большого исследования американские социальные психологи М. и К. Шерифы пришли к недвусмысленному выводу: «Ценности и стремления, свойственные молодежи во всех сферах, отражают образ индивидуального успеха в Америке, каким он вырисовывается в магическом мире телевидения, фильмов, газет, журналов и популярных книг.

Ингредиентами этого образа являются удобные жилища, машины, красивые платья, свободные деньги, досуг и развлечения. Независимо от своих нынешних условий, большинство молодежи более разборчиво и более точно, вплоть до мельчайших деталей, представляет сорт автомобилей, которые они хотят иметь сейчас и в будущем, нежели выбор своего жизненного дела».

Реальностью капиталистического мира в значительной мере стали разобщенность людей, чувство безысходного одиночества. В данной связи небезынтересно обратиться к рецензии на спектакль «Возвращение», опубликованной в журнале «The New Yorker».

По мнению автора, спектакль заслуживает того, чтобы достаточно долго оставаться на нью-йоркских сценах, так как несет в себе содержательные раздумья об удачниках и неудачниках из среды современного «среднего» класса.

Сюжет «Возвращения» повествует о судьбе «молодого уроженца города Мэнсфилда, штат Огайо, по имени Бобби Хорват.

Если бы он, как принято, последовал примеру большинства сверстников, своего отца, брата и друзей, то после окончания школы безропотно пошел бы работать на большой завод Вестингауза, который определяет всю жизнь города.

Но Бобби лелеет в своей сильной и молчаливой душе заветную мечту: он избежит бессмысленного бремени утомительной работы днем и грубых развлечений за кружкой пива по вечерам, пробьет дорогу в более величественный и более благодатный мир.

Добиться этого ему помогут автогонки, в которых он большой мастер, он завоюет Мэнсфилд, с каждой победой он будет подниматься к манящим вершинам славы...

Увы, его мечтам не суждено сбыться: чем больше и прилежней он работает как гонщик, тем очевиднее становится, что слава не удовлетворит его. Она велика по масштабам Мэнсфилда, мо мала по его собственным меркам. В погоне за успехами он оставил жену и ребенка.

Сейчас он вернулся, чтобы увидеть их мельком, думая, что, возможно, найдет домашний круг своей юности менее обременительным, чем он представлялся ему прежде.

Но нет, Бобби вдруг ощущает, что будет даже более одиноким и более отчаявшимся неудачником в Мэнсфилде, чем он был вдалеке от родного города. Оп неудачник с отвагой победителя. И это противоречие в нем неразрешимо.

Смело, без всякой надежды он возвращается в «большой» мир, поскольку даже в проигрыше жизнь по-прежнему стоит того, чтобы жить».

Как видно из сказанного, спектакль неопровержимо доказывает, что капиталистическая конкуренция и понимаемый по-буржуазному успех освобождают «индивида из-под власти групповых общинных связей. Но оборотной стороной этой свободы является бессилие и одиночество».

Однако оценка ситуации рецензентом довольно однозначна: надо принимать жизнь такой, какая она есть, бесполезно искать иной выход. Так вольно или невольно буржуазное издание проповедует извечность индивидуалистической психологии.

Говоря об индивидуализме, нельзя не коснуться такого явления, как эскапизм, или психологическое бегство от реальности (от английского escape - бегство, уход).