Средства эскапизма

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

bj-22Капиталистическая журналистика имеет к нему самое непосредственное отношение. Именно она сплошь и рядом выступает, так сказать, материальным средством эскапизма.

Далеко не один исследователь отмечал по преимуществу развлекательный характер публикаций буржуазной прессы, передач радио и телевидения.

Даже в общеполитических буржуазных газетах до 3/4 материалов занимают описания нарядов кинозвезд, скандалов и светских сплетен. Взять хотя бы один номер английской (и, кстати сказать, не самой сенсационной) газеты «Daily Express», например за 12.02.1977 года.

Около 26 его полос заполнено, где сплошь, где отчасти рекламой, спортивными (с упором на прогнозы конных скачек, ставки и выигрыши) материалами, астрологическими календарями.

Остальные десять страниц по большей части несут информацию, посвященную развлечению или частным делам и вопросам. Читатель узнает здесь, что находчивый владелец закусочной захлопнул грабителя в холодильнике и вызвал полицию, что известная певица ожидает ребенка, что состоялся суд над ловким организатором фиктивных браков, и т.д. Сколько-нибудь глубокое обращение к важной общественной проблеме представляет, пожалуй, лишь ведущая корреспонденция номера.

Она касается согласования политики цен в странах «Общего рынка», да и то рассматривает ее под явно «приземленным» углом зрения - насколько данная политика затрагивает цены на конкретные товары и продукты питания.

Можно насчитать еще две-три заметки, связанные со значительными внутренними и международными событиями, забастовка на заводе, столкновения в Ливане, торговое соглашение британской фирмы с СССР.

Другие материалы, так или иначе затрагивающие общественные вопросы, имеют либо весьма частный аспект, как, например, заявление президента США Дж. Картера о его отношении к некоторым чиновникам, либо оттенок скандала, как сообщение о разгоне демонстрации футбольных болельщиков. В чисто развлекательных изданиях и радио- и телепрограммах нет даже подобия такой информации.

Столь одностороннее, «облегченное» содержание материалов политически уводит читателя, слушателя, зрителя от общественных проблем. Психологически оно способствует насаждению индивидуализма, ибо притупляет социальную активность личности, ту самую активность, которая «противостоит тенденции ограничения смысла жизни достижением материального благополучия».

Иначе говоря, «эскапистские» издания, радио- и телепрограммы утверждают индивидуализм тем, что предоставляют человеку возможность в «частном» порядке психологически освободиться от груза острых социальных противоречий, вместо того чтобы участвовать в их кардинальном разрешении для общего блага.

Прямая или косвенная пропаганда всего комплекса рассмотренных ценностей индивидуализма свободного предпринимательства, конкуренции, личного успеха, богатства, потребительства, отчуждения людей - призвана вполне определенным образом воздействовать на сознание аудитории.

В обще-социальном срезе она стремится подчинить личному общественный интерес (или интерес общности), а в «персональном» - свести интересы личности (которые могут быть многогранны и социальны по существу) к личному интересу, имеющему целью развитие лишь собственных способностей, обеспечение лишь собственной жизни.

И это понятно: в условиях капитализма «личность утверждает себя в качестве противовеса обществу».