Индивидуализм и его ценности

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

w-054Становясь повседневными ориентирами поведения человека, ценности индивидуализма ведут к самым разнообразным его проявлениям эгоизму, стяжательству, карьеризму, роскошной жизни за счет других, высокомерию, самообольщению, замкнутости, равнодушию.

Нельзя не заметить, что, безусловно фиксируя все эти проявления как реальность капиталистического общества, буржуазные средства массовой информации не всегда и не каждое из них открыто одобряют, возводят в пропагандируемый принцип.

Сказанное особенно относится к таким крайним выражениям индивидуализма, как преступления, половая распущенность, мещанский анархизм, не признающий никаких социальных уз и общественной дисциплины.

Буржуазные пропагандисты не ведут откровенной проповеди войны всех против всех или четко сформулированного правила «человек человеку - волк». Само слово «индивидуализм», за редкими исключениями, не появляется в капиталистических изданиях, радио- и телепрограммах.

Чтобы понять причину такой «умеренности», следует более детально рассмотреть понятие «индивидуализм» применительно к капиталистической общественной формации.

На абстрактном уровне индивидуализм как абсолютное предпочтение личного интереса, безусловно, противоречит общественному интересу. И на конкретно-историческом уровне в применении к буржуазному обществу он также противоречит ему.

Но, хотя общественный интерес, является  частью интереса общности, личного интереса и интереса личности при капитализме объективно и остается как самостоятельная категория, в действительных социальных отношениях, в буржуазной идеологии, психологии и особенно в пропаганде господствует не он, а классовый интерес буржуазии, который принимает «форму всеобщности».

Этому иллюзорному общественному интересу, выступающему на деле «всеобщностью эгоистических интересов», индивидуализм не противоречит, поскольку всей своей сутью освящает частную собственность и, следовательно, тот строй, при котором класс эксплуататоров только и может существовать.

В данном аспекте индивидуализм не противоречит и интересу отдельного буржуа как представителя класса, чьи устремления неразрывно связаны с частнособственническими отношениями. Но он, безусловно, противоречит интересу того же отдельного буржуа (и не только буржуа) как индивида, ибо все, что «я» урываю в конкурентной борьбе для «себя», «я» урываю от «другого». Следовательно, индивидуализм, даже буржуазный, должен быть поставлен в определенные рамки.

Ни одна социальная формация не может не «связывать» известным образом личность. По меткому выражению «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Поэтому всякое общество вырабатывает определенные правовые и моральные нормы - образцы поведения личности. Они могут иметь как общечеловеческий, так и исторически ограниченный, классовый характер.

Именно последний присущ «образцам поведения» при капитализме. В правовых и моральных нормах буржуазного мира «противоречиво соединены рациональные правила и требования социальной дисциплины, соответствующие объективным потребностям производства, принявшего характер единого, сложного, общественно-комбинированного процесса, и потребностям человеческого общежития в рамках современной развитой индустриально-городской организации общества, с правилами и требованиями классовой дисциплины, закрепляющими буржуазные, частнособственнические, эксплуататорские производственные отношения и выражающими систему классового командования монополистической буржуазии и служащего ей государства».

При этом доминируют, конечно, классовые требования.