Индивидуализм и нормы морали

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

w-056Проблему индивидуализма стоит рассматривать и в нравственном аспекте, остановимся подробнее на нормах морали.

По своей природе эти нормы, в том числе и в буржуазном обществе, есть нечто коллективное. Они призваны, как-то согласовывать различные устремления и всегда в той или иной мере исходят из интересов «других».

Однако сами по себе нормы морали «еще не могут быть достаточным руководством для поведения человека; в силу их абстрактной всеобщности они не предусматривают возможных исключений, связанных с особыми обстоятельствами.

Поэтому вопрос о применимости тех или иных норм моральных в конкретных ситуациях должен решаться на основе более общих по содержанию и одновременно более конкретных нравственных принципов».

А главнейший нравственный принцип капиталистического общества - индивидуализм. В результате возникает противоречие индивидуалистических ценностей (как ориентиров) и норм (как образцов) поведения личности.

По существу буржуазные нормы призваны количественно умерить проявления индивидуализма при безусловном культивировании его ценностей.

Если с учетом этого продолжить анализ отношения буржуазных средств массовой информации (и буржуазного общества в целом) к таким индивидуалистическим крайностям, как преступления, сексуальная распущенность, мещанский анархизм, то можно отметить следующее. В качестве проявлений индивидуализма они соответствуют интересу правящего класса.

Отсюда, фиксируя их как черты буржуазного образа жизни, капиталистическая пресса, радио, телевидение работают на цели буржуазии. «Переплавка» фактов преступлений и половой распущенности в развлекательную информацию и порнографию, как уже сказано, способствует отвлечению трудящихся от коренных социальных проблем, внедрению в общественное сознание ценностей индивидуализма.

Кроме того, она увеличивает тиражи прессы для управляемых, аудиторию радио- и телепрограмм и таким образом содействует росту прибылей владельцев средств массовой информации - представителей того же господствующего класса.

Поэтому так называемые популярные издания, радио- и телепередачи в подробностях смакуют преступления и насилие, широко прибегают к открытой или слегка завуалированной порнографии. Выходят даже специализированные порнографические журналы, наводняющие буржуазный читательский рынок.

Однако в качестве крайних проявлений индивидуализма преступления, разврат и мещанский анархизм противоречат не только интересам представителей господствующего класса как индивидов, но и буржуазным нормам поведения, общечеловеческим элементам в содержании буржуазного закона и морали.

Поэтому они официально осуждаются, как черты образа жизни и не поддерживаются открыто в капиталистических средствах массовой информации как образцы поведения. В частности, качественные буржуазные газеты, предназначенные для правящего класса, не увлекаются смакованием преступлений и фотографиями полуобнаженных красавиц, а в отдельных своих публикациях даже прямо осуждают насилие, мещанский анархизм, сексуальный аморализм.

Противоречие ценностей индивидуализма и норм как образцов социального поведения проявилось уже на ранней стадии развития буржуазной общественной формации. В современных условиях, когда с утверждением государственно-монополистического капитализма производство приобретает все более обобществленный характер, данное противоречие неизмеримо усилилось.