Индивидуализм наизнанку

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

bj-50По всей вероятности, было бы неправильно утверждать, что автор, восхваляющей так называемые человеческие отношения, атмосферу дружбы и товарищества в корпорации, идет на сознательную ложь, на заведомый обман читателя.

Но субъективные представления и субъективная честность не меняют существа дела.

Призывы к коллективизму, товариществу, добропорядочности при господстве частной собственности выливаются независимо от воли автора в проповедь «суррогатов коллективности». В любом своем срезе буржуазный коллективизм это индивидуализм, вывернутый наизнанку. Он направлен на подавление классового сознания масс.

Но вопреки усилиям буржуазной пропаганды в рабочем классе капиталистических стран зреет и утверждается подлинный коллективизм. Тяготение пролетария к массе, по словам Г.В. Плеханова, «прямо пропорционально его стремлению к независимости, его сознанию собственного достоинства, словом - развитию его индивидуальности».

Перспективу такого развития открывает перед тружеником не индивидуализм, проповедуемый буржуазными средствами массовой пропаганды прямо или в форме иллюзорного коллективизма, «не самый процесс труда рабочих на капиталистическом предприятии, а их классовая борьба - экономическая и главным образом политическая»3. Она направлена не только на защиту ближайших жизненных интересов трудящихся.

По существу своему она ведется за торжество подлинно коллективистских отношений, ибо, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, лишь «в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».

Вся система человеческих ценностей буржуазного общества базируется на материальном богатстве. Стремление к обогащению имело место и в докапиталистические эпохи, но не становилось «страстью по существу», «приобретательство и потребительство не претендовали на значение всеобщей формы общения», как в капиталистическом обществе.

Стяжательство имеет свои истоки, корни. Ориентация буржуазного общества на накопительство, приобретательство обусловлена его частнособственнической природой. Основа капиталистического строя это частная собственность на средства производства, порождающая эксплуатацию и социальное неравенство, считается священной, извечной категорией, и все институты буржуазного государства стоят на страже ее незыблемости и неприкосновенности. Частная собственность и стяжательство неразрывно связаны. Стяжательство как «ценность» буржуазного образа жизни носит классовый характер.

К. Маркс и Ф. Энгельс называли корыстолюбие, стяжательство в числе основных черт психологии буржуа. Ф. Энгельс, например, в работе «Положение рабочего класса в Англии» писал об английской буржуазии: «Она не видит во всем мире ничего, что не существовало бы ради денег, и сама она не составляет исключения: она живет только для наживы, она не знает иного блаженства, кроме быстрого обогащения, не знает иных страданий, кроме денежных потерь».

Стяжательством заражена также мелкая буржуазия. Но стяжательская психология навязывается и трудящимся, прививается всему обществу и выдается за общечеловеческую. Стяжательство, накопительство, приобретательство лежат в основе буржуазной идеологии, но это «ценности», чуждые подлинным потребностям человека, противостоящие общественному прогрессу.