Оценка и статус человека

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

str-8Деньги, это бог капиталистического мира, ценность номер один, универсальное мерило значимости личности.

Человека здесь оценивают не по труду, не по личным достоинствам, а по его богатству. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали в «Немецкой идеологии», что в капиталистическом обществе деньги это установившаяся основа для сравнения, критерий для оценки всех людей и вещей.

Яркое подтверждение этой их функции - деятельность средств массовой информации, отражающих и пропагандирующих «ценности» буржуазного общества. Погоня за золотым тельцом поощряется буржуазной пропагандой, и особенно в неприкрытой, крикливой форме в США.

Американский социолог Л. Гурко в книге «Кризис американского духа» писал: «...наши средства массовой пропаганды с необычайной точностью отражают многие особенности нашей сугубо буржуазной нации: ее страсть к стяжательству, ее сентиментальность и странную смесь благородства и цинизма».

Что газеты США оценивают человека не по уму, душевным качествам, полезности для общества, а по его богатству, показал еще в начале века писатель Э. Синклер в публицистической книге «Медная марка». «На каждой странице, на каждом столбце американской газеты, - писал он, - проповедуется: имей деньги, и все остальное тебе приложится - в особенности ты станешь предметом внимания газет...

Я наблюдал как за большими ежедневными столичными газетами, так и за газетами в больших и малых городах и до сих пор не нашел в Америке газеты, которая не поклонялась бы золотому тельцу и не считала бы местных финансовых тузов по крайней мере за полубогов.

Интересы этих олимпийцев, их спорт, светская жизнь, их политические взгляды, каждое их движение считаются газетой предметом глубокого интереса для всякого американского читателя». В настоящее время все буржуазные средства массовой информации пропагандируют культ богатства и богатых, причем к «традиционным» объектам внимания и прославления, промышленным и финансовым магнатам, прибавляются преуспевающие дельцы, сделавшие бизнес на политике, спорте, «звезды» эстрады, кино, телевидения.

«Истории успеха» личностей, которые так любят публиковать буржуазные издания, - это, прежде всего, описание пути обогащения данных личностей. В них обязательно сообщается, с какой суммы (как правило, мизерной) человек начал свой путь к успеху и какой капитал нажил.

Например, «Reader’s Digest» так подытоживает путь художника-сюрреалиста С. Дали к его славе, прямо скажем, скандальной: «Голодая в начале 30-х годов, сегодня он - мультимиллионер и, возможно, самый знаменитый из живущих ныне художников.

 На первой парижской выставке самая высокая цена за его картину была 500 долларов, не так давно картина Дали продана в Нью-Йорке за 245 тысяч долларов». «Набей потуже кошелек» эти слова шекспировского Яго являются как бы девизом буржуазного образа жизни и пропагандирующей его прессы.

Деньги, богатство определяют социальный статус личности, выступая как престижный символ, свидетельство процветания, власти и влияния. Накопительство, погоня за наживой освящаются именем бога, церковью. Журнал «Reader’s Digest» приводит слова священника Р. Сонуэлла, сказанные им в конце прошлого века: «Стремление к накоплению богатства - почетная цель... Я говорю вам: становитесь богатыми, добивайтесь богатства».