Капитал в спорте

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

w-063В буржуазном мире победы, достижения в любительском спорте стали трамплином для обогащения; многие известные спортсмены превратили свою спортивную славу в капитал.

Так было, например, с французским легкоатлетом Г. Дрю, с западногерманской горнолыжницей, дважды олимпийской чемпионкой Р. Миттермайер.

Спортсмены, выступающие в качестве носителей рекламы и делающие на этом «свой миллион», становятся героями средств массовой информации.

Сильнейший легкоатлет мира в погоне за большими деньгами», гласит вынесенный на обложку заголовок статьи в журнале «Parade», рассказывающей об «истории успеха» обладателя золотой медали на Олимпиаде в Монреале американского десятиборца Б. Дженнера.

Он был ранее скромным страховым агентом; его жена, чтобы обеспечить ему возможность тренироваться, также работала.

И вот теперь Б. Дженнер добился успеха, завоевал популярность и рекламирует по телевидению машины, мотоциклы, мужскую одежду, различные продукты и даже пищу для собак. «Контракт с NBC за эту работу сулит ему два миллиона долларов», сообщает «Parade».

Еще один путь обогащения и достижения статуса миллионера рекламирует буржуазная пресса - это обращение к помощи... астрологии. Гороскопы, сулящие удачу, буквально заполняют страницы газет. 5.02.1976 года «Daily News», например, поместила на целую полосу объявление Международной астрологической ассоциации, предлагающей за 9.95$ «гороскоп жизненной удачи», рекламируемый ею как «революционер в области астрологии, раскрывающий секрет жизненной удачи».

Главный астролог этой ассоциации сообщал в том же рекламном объявлении, что «почти все богатые и знаменитые люди прибегали к помощи астрологов... Например, известный американский магнат Дж. П. Морган использовал астрологию для приобретения своего состояния».

Так, играя на стремлении обывателей разбогатеть, преуспеть в жизни, астрологическая ассоциация занимается выколачиванием денег из легковерных читателей, а газеты этому активно способствуют.

Миллион долларов настолько привлекателен для обывателя, что сравнение с ним стало расхожим выражением, часто употребляемым в прессе. Например, «Невеста чемпиона Уимблдонского турнира по теннису шведа Б. Борга так счастлива, что выглядит на миллион долларов» - писала «Daily Mirror». В феврале 1977 года она привела слова боксера, выигравшего решающий бой и ставшего чемпионом Европы: «Я чувствую себя, как миллион долларов».

Публикацией, как бы суммирующей стяжательские установки буржуазной пропаганды, можно считать «заглавную статью» журнала «Time» от 13.06.1977 года под названием «Новые богачи». Она заполнена пропагандистской риторикой на тему о «равенстве возможностей» в достижении богатства и статуса миллионера в Америке.

Рассказывая об «успехе» современных нуворишей, о свежеиспеченных миллионерах, преуспевающих в «делании денег» на сочинительстве бестселлеров, на «поп-музыке», на скачках и т.д., журнал утверждает, что «большинство американцев сегодня в значительной степени, чем раньше, делают богатые состояния».

Если же человека постигает неудача на пути к достижению богатства, то происходит это, по мнению одного из новоявленных миллионеров, потому, что он смирился, прекратил свои попытки добиться успеха. Реакционный смысл насаждения таких иллюзий очевиден: направить усилия людей в безопасное для капиталистической системы русло, сгладить социальные конфликты, предотвратить классовую борьбу.