Насилие в массовой культуре

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

bj-53Что же является предметом материалов о насилии?

Исследования показали, что наибольшее внимание в них уделяется убийствам, особенно необычного характера.

Зачастую в одной статье можно найти рассказ сразу о трех-четырех преступлениях. И даже если речь идет о судебном процессе или следствии, в центре повествования всегда убийство, описанное во всех подробностях.

Нередко материалы об актах насилия, идеологически обработанные и соответствующим образом поданные в газете или журнале, приобретали черты рассказа сентиментального, трагического, иными словами, они превращались в типичную мелодраму, популярный жанр «массовой культуры».

В этой метаморфозе широко используется прием так называемого «человеческого интереса», широко внедренный американским магнатом прессы У. Р. Херстом. Он первый сделал ставку на «вечные» категории человеческого бытия - любовь, смерть, деньги, жестокость и т.д.

Нельзя не назвать здесь и имя западногерманского «короля прессы» А. Шпрингера, и его скандально знаменитую «Bild Zeitung», которая в культивировании насилия прямо-таки дошла до абсурда. В центральной редакции этой бульварной газеты (в Гамбурге) была подготовлена «Памятка для самоубийцы» своеобразная инструкция для тех, кто желает, чтобы его акту отчаяния обязательно уделила внимание «Bild Zeitung». Несколько выдержек из этой инструкции лучше многих примеров могут охарактеризовать и газету, и ее читателя:

«Выберите какой-нибудь интересный способ для смерти: самодельный электрический стул... Спрыгните с как можно более высокого собора... или накормите собой хищников в зоопарке.

Если же Вы непременно хотите умереть в одиночестве в своей комнате, тогда, по крайней мере, найдите для самоубийства достойную причину. Осторожно, малооригинальному самоубийству из-за социального деклассирования или безработицы нет места на страницах «Bild»... Положите прощальное письмо так, чтобы его нашел сосед. Потому что репортеры «Bild», прежде всего, опрашивают соседей...». Дальше идти некуда.

Самые немыслимые формы убийств и самоубийств, изощренные физические пытки, издевательства, надругательства над женщинами и детьми - всем этим в изобилии пестрят газетные и журнальные страницы.

Такова типичная продукция «массовой литературы», апеллирующая не к разуму читателя, а к его самым низменным инстинктам, разжигающая и будоражащая нездоровый интерес к темным сторонам жизни с точки зрения ее физического естества, полностью игнорирующая социальные процессы действительности.

Мужественные красавцы сыщики в одиночку борются с подпольными конгломератами, специализирующимися на наркотиках или государственных переворотах; храбрые полицейские очищают города от контрабандистов, грабителей и сексуальных маньяков; и те и другие повсюду ликвидируют шпионов «той стороны», попутно соблазняя блондинок, брюнеток, мулаток и т.п. И повсюду льется кровь, раздаются предсмертные вопли и хрипы, происходят любые акты насилия, на которые способна фантазия автора.

Достаточно вспомнить классический образец этого жанра - романы о Джеймсе Бонде, в которых средневековые приемы умерщвления человека мирно соседствуют с самыми современными, технически отработанными и психологически подготовленными.