Мещанство, как явление

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

w-037Мещанство, вбирающее в себя классовую принадлежность, экономическое положение, политические взгляды, морально-этический склад и психологический настрой, имеет свою историю и этимологию в философском, социологическом осмыслении и практическом обыденном толковании.

Методологической установкой для изучения его могут служить слова А. В. Луначарского: «Мещанство - явление крайне сложное. Тут нельзя отделаться победоносной формулировкой, кристально прозрачным и даже «общеобязательным» определением, тут необходима историческая и социологическая классификация».

Своеобразным подтверждением этих слов может служить эволюция самого понятия мещанства в различных языках, что нашло отражение в толковых словарях и энциклопедических изданиях разных стран. В русском языке слово «мещанство» кроме своего прямого значения - сословие мелкой буржуазии - приобрело и переносное, воплотившее в себе важнейшие черты данного сословия.

В дореволюционных справочных изданиях приводится только первоначальный смысл этого слова - как обозначение принадлежности к низшему из пяти разрядов жителей городов. В 30-х годах в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова впервые отмечено переносное значение слова «мещанин», подразумевающее человека «с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором».

Позднее это понятие углубляется, и в 50-х годах оно трактуется как «психология, идеология и поведение мещанина, обывательщина». В последнем издании Большой советской энциклопедии слово «мещанин» толкуется в его переносном значении: «мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность и т.п.» - и в заключение рекомендуется обратиться к статье «Мелкая буржуазия».

В английском, немецком и французском языках для выражения двух понятий - «сословие мелкой буржуазии» и «мещанство» в значении филистерства, обывательщины, мелкособственнической ограниченности, духовной бедности, узкой идейности - используются два различных названия: в первом - «Petty bourgeois» и «Philistinism», во втором - «Kleinburgertum» и «Spiepburger» или «Philister», в третьем - «petite bourgeoisie» и «mesquinerie, trivailite».

Сам факт существования в западноевропейских языках разных названий для определения мелкой буржуазии с классовой и культурно-этической точки зрения, возможно, и случаен, но он несет в себе важную информацию. В отличие от экспрессивно окрашенного русского «мещанства» «philistinism» и его синонимы в западноевропейских языках не заключают в себе связи с идеологией и психологией именно средних классов.

С классовой точки зрения мещанство было осмыслено основоположниками научного коммунизма; их выводы о его двойственной, противоречивой природе стали основой дальнейших исследований. В работе «О Прудоне» К. Маркс писал: «Мелкий буржуа... составлен из «с одной стороны» и «с другой стороны». Таков он в своих экономических интересах, а потому и в своей политике, в своих религиозных, научных и художественных воззрениях. Таков он в своей морали, таков он in everything. Он - воплощенное противоречие».