Выражение взглядов собственника

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

w-051Следует учитывать, что выразителями взглядов мелкого буржуа могут быть люди различных сословий.

«По своему образованию и индивидуальному положению они могут быть далеки от них, как небо от земли, писал Маркс в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», представителями мелкого буржуа делает их то обстоятельство, что их мысль не в состоянии преступить тех границ, которых не преступает жизнь мелких буржуа, и потому теоретически они приходят к тем же самым задачам и решениям, к которым мелкого буржуа приводит практически его материальный интерес и его общественное положение».

Эта мысль К. Маркса нашла впоследствии свое развитие в трудах В.И. Ленина и Г.В. Плеханова. Плеханов, анализируя мещанство с классовых, марксистских позиций, указывал, что одним из первых, кто понял, что мещанство своими корнями уходит в частную собственность, был А. И. Герцен: «Он недаром прошел школу Гегеля... Он настойчиво повторяет, что мнениями западноевропейского мира правит «купец» или «мелкая собственность», т.е. экономика».

Обличителем мещанства вошел в мировую литературу А.М. Горький. В своих художественных произведениях и критических статьях писатель раскрыл психологию, или «строй души», как он назвал, современного ему мещанина. В «Заметках о мещанстве» Горький писал: «Мещанство - это строй души современного представителя командующих классов.

Основные ноты мещанства - уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей».

Теоретическую разработку понятия «мещанство» продолжил А.В. Луначарский. Он как бы объединяет основные направления в его исследовании и рассматривает мещанство как сословие и как специфическое психологическое состояние индивидуума. Луначарский поднимает ряд важнейших проблем, ставших весьма злободневными в наши дни.

Развивая мысли К. Маркса и В.И. Ленина о противоречивости, двойственности мещанского характера, он приходит к выводу, что те самые «две души» мещанина обусловливают «.. .с одной стороны, стремление к равенству, с другой - стремление возвыситься» и порождают в обществе, где у «неимущего отнимается, а имущему дается», два типа мещанина - «агрессивного, мечтающего о возвышении», и «тонущего», продолжающего «кричать о справедливости».

Именно эти качества мещанского характера использовали в свое время фашисты, идя к власти. Являясь по сути диктатурой крупной промышленно-финансовой буржуазии, фашизм в своей пропаганде апеллировал прежде всего к мещанской идеологии мелкой буржуазии и ловко манипулировал чувствами и настроениями мещанина как «агрессивного», так и «тонущего».

Современная буржуазная пропаганда добивается нужных ей результатов, умело играя на таких сосуществующих свойствах мещанской психологии, подмеченных А.В. Луначарским, как индивидуализм и стадность. Индивидуализм мещанина, построенный, по определению Луначарского, «на частном производстве, частной собственности и конкуренции», привел к кризису личности в современную эпоху.

Склонность к стадности вызвала в пору монополистического капитализма глобальную стандартизацию всех сфер жизни, поскольку именно мещанство «придумало все ужасы моды, повального быта, так называемых приличий и т.д. и т.п.».