Теория мещанства

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

w-018Весьма злободневна в современном мире и проблема теоретизации мещанства, разработанная А.В. Луначарским в тесной связи с вопросом о роли интеллигенции в обществе.

Интеллигенция, по утверждению Луначарского, поставляет «мастеров разного рода идеологий другим классам» - «иной раз цинично за мзду, иной раз, искренне примыкая к той или иной внушительной силе».

В определенных условиях, чаще в пору крушения привычных буржуазных идеалов, когда интеллигенция с большим усилием вырабатывает собственную «общечеловеческую» внеклассовую идеологию, она, хочет этого или нет, объективно льет воду на мельницу того или иного класса.

А.В. Луначарский, выявляя мещанскую сущность современных ему теоретических построений защитников капиталистического строя, по сути обосновал и предсказал появление псевдонаучного теоретизированного мещанства, в наши дни выступающего как идеология. 

Оно не только насаждается средствами массовой информации на уровне обывателя, но и действует в сфере общественно-политических наук, отрабатывая формы и методы защиты капиталистической системы.

Теоретизация мещанства стала нормой и даже закономерностью современного этапа усиливающегося кризиса капитализма. Критический настрой, свойственный сегодня большинству западных модных концепций, часто выполняет роль камуфляжа их мещанской сущности, что умело использует буржуазная пропаганда в своих целях.

Так, в период 60-х - начала 70-х годов ею была поднята на щит ревизионистская теория Г. Маркузе, выдававшего себя за «недогматического марксиста». «Мещанская подоплека» маркузеанства проявилась в отрицании революционной роли рабочего класса, который якобы «интегрировался» в капиталистическую систему, и непризнании руководящей роли партии, функции которой Маркузе «передал» буржуазной интеллигенции, молодежи.

Понимая опасность подлинного марксизма, буржуазная пропаганда ловко подхватила внешне революционную, но мещанскую в своей основе философию Маркузе.

Объективно полезную для буржуазии роль выполнил и философ Ж. Эллюль, автор известного труда «Пропаганда». В критической части своего исследования он разоблачает механизм воздействия буржуазной пропаганды, базирующейся на двух основных компонентах мещанства - его индивидуализме и стадности: «...пропаганда адресуется к индивиду, но воздействует на массы».

По Эллюлю, стереотипы и мифы, распространяемые буржуазной пропагандой, имеют целью стандартизировать все сферы жизни общества, а также самих людей, «унифицировать их поведение в соответствии с определенной моделью, распространить свой образ жизни», причем «спонтанно влияют в едином направлении не только средства массовой информации, но и реклама, кино, школьное образование и социальные службы».

Спасение от воздействия пропаганды и всеобщей стандартизации Эллюль видит в эскапизме, отчуждении от политики и общественной жизни. Тем самым он по сути выступает с проповедью мещанства с его аполитизмом, равнодушием к общественным проблемам и объективно «льет воду на мельницу» все той же пропаганды.

Особое место среди исследований современного мещанства занимает книга социального психолога Т. Адорно, написанная в соавторстве с его коллегами, «Авторитарная личность», в которой рассматривается психология современного мещанина с точки зрения возможности восприятия им фашистской идеологии.