Обличители мещанства

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

bj-53В критической части работы Т. Адорно выступает обличителем мещанства, в то же время выход, который он предлагает, разработка «психологической техники изменения личности» делает ее в целом типичным проявлением мещанской идеологии.

Объективно Маркузе, Эллюль и Адорно, несмотря на острокритический настрой своих работ, отстаивают устои буржуазного общества.

В условиях постоянно усиливающегося кризиса пропаганде капиталистических стран становится все труднее навязывать массам идеи, выгодные правящему классу. Она умело и оперативно использует новейшие буржуазные концепции для формирования мещанского мировоззрения и мещанского образа жизни.

Опасность этих концепций состоит в том, что стремление сохранить буржуазный строй замаскировано в них ложнокритическим пафосом или показной революционностью, как правило. на деле не выходящей за рамки буржуазного либерализма. Буржуазная пропаганда тщательно скрывает истинный смысл разработанных ею ценностей и ценностных ориентаций, являющихся компонентами внедряемого ею мещанства.

Средства массовой информации культивируют индивидуализм и конформизм под видом «свободы личности», пропагандируют мещанско-потребительский комплекс, разжигая у людей корыстолюбие и жажду денег под предлогом заботы о материальном благосостоянии.

Стремясь отвлечь массы от насущных жизненных проблем, они подвергают их сознание постоянной бомбардировке, навязывая аполитизм, равнодушие к общественным проблемам, увлекая в иллюзорный мир, насаждая антиинтеллектуализм, возбуждая предрассудки. 

Играя на низменных сторонах человеческой натуры, буржуазная пропаганда с помощью мещанских теорий нивелирует духовную жизнь людей, стандартизирует их взгляды, вкусы, творческие устремления.

Поскольку стяжательство, накопительство, индивидуализм, конформизм усилиями средств массовой информации переросли в наше время традиционные рамки мещанства и им посвящены специальные разделы в книге, основное внимание в данной главе будет сосредоточено на таких важных атрибутах этого явления, как аполитизм, антиинтеллектуализм и стандартизация.

Частная собственность, являющаяся почвой, на которой формируется мещанство, превращает духовную жизнь человека в сферу приложения денежного капитала, цель которого, как писал К. Маркс, пробудить «новую потребность... Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек... Вместе с тем человек становится все беднее как человек...».

В наши дни «царство чуждых сущностей» усилиями буржуазных средств массовой информации достигло поистине гигантских масштабов. Первенствующая роль в этом принадлежит рекламе. Но печать, радио, телевидение не ограничиваются прямой рекламой, когда тот или иной товар буквально кричит: «Купи!» Проповедуя мещанство, они прибегают к камуфляжу.

Печать использует для маскировки специальные рубрики и отделы, подает статьи на различные темы в солидной упаковке якобы научных материалов, перегруженных документальными и статистическими данными. А сколько деталей, намеков рекламного толка вкраплено в тексты очерков, репортажей, художественных произведений, которые к рекламе вроде бы отношения не имеют!