Создание имиджа в обществе

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

bj-37В очерках и шаблонизированных рассказах создается специфический «имидж» мещанского героя и его стиля жизни.

В основе таких «произведений», как правило, культ семьи, как часть буржуазного индивидуализма, прославление выдающихся индивидуальных качеств и личной инициативы как своеобразное преломление традиционного мифа об обществе якобы равных возможностей, возвеличение материального успеха, неизменно сопутствующего достижениям в той или иной сфере, преклонение перед роскошью и богатством.

Печать мещанства сказывается и в унификации формы этих жанров: соответственно стандартизованы авторские приемы, система изобразительных средств, манера изложения. Воздействуя на мировоззрение, психологию и эмоции людей, буржуазная пропаганда на современном этапе демонстрирует все более совершенное мастерство и разнообразие приемов в насаждении мещанства, среди которых - псевдонаучность, маскирующая под статистическими данными и наукообразными выводами мещанскую сущность большинства материалов; аполитизм, за фасадом которого тщательно скрывается острая политическая направленность; широкое распространение и последовательное внедрение предрассудков, суеверий в сознание людей, причем тоже онаученных и политически ориентированных.

Стандартизация и коммерциализация духовной жизни, как и многие другие процессы капиталистического общества, острее всего проявились в США, где мещанство является неотъемлемой частью, так называемого американского образа жизни, широко пропагандируемого в современном буржуазном мире. В Соединенных Штатах Америки «средний класс», соответствующий мещанскому сословию, составляет большинство населения, что связано с историческими условиями формирования страны.

На это в свое время обратил внимание еще А.Ц. Герцен: «Мещанство, последнее слово цивилизации, основанной на безусловном самодержавии собственности, - демократизация аристократии, аристократизация демократии. Американские Штаты представляют одно среднее состояние, у которого нет ничего внизу и нет ничего вверху, а мещанские нравы остались».

«Средние классы» являются наиболее благодатной почвой для восприятия мещанской идеологии. В США реклама, пресса, радио, телевидение, кино, образование работают в одном направлении. Они не ограничиваются распространением мещанских стандартов в политической и культурной сфере, они внедряют их в индивидуальную жизнь каждого человека.

В этом отношении наиболее эффективными являются журнальные и телевизионные жанры художественного и полухудожественного характера, в которых мещанские стереотипы и стандарты преподносятся исподволь, неназойливо, как некий образец, скрытая цель которого - вызвать желание подражать. Наиболее проработанными и действенными в своем стремлении регламентировать взгляды и вкусы людей, определенным образом организовать их жизнь являются биографические и семейные очерки, рассказы, специфические семейные телесериалы.