Миф об обществе равных возможностей

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Собственничество

w-052В семейных очерках о рядовых американцах не встретишь ни слова о материальных затруднениях или проблемах экономического характера, отсутствуют какие-либо упоминания о вопросах политики, международной жизни.

Герои пребывают в некоем вакууме, где нет ни безработицы, ни кризиса, ни повышения цен, ни войн, ни общественной борьбы, точнее, «Ladies Home Journal» об этом не пишет.

Так, в постоянной рубрике «Можно ли спасти этот брак» собраны бытовые эпизоды, не выходящие за рамки мелких семейных неурядиц (необоснованная ревность, ссоры с родными, временное непонимание душевного состояния супругов, разногласия, связанные с рождением детей). Особую роль в воспитании мещанских устремлений, вкусов, привязанностей играет другой традиционный жанр американской журналистики - биографические очерки.

Как правило, они пишутся по определенному трафарету, включая обязательно традиционные компоненты мещанских стандартов. «Ladies Home Journal», возможно, самое мещанское из всех изданий. Биографические очерки в нем - своего рода мещанская «классика», создаваемая по определенному шаблону с небольшими вариациями.

Сопоставление двух таких типичных публикаций уже дает возможность выявить специфические черты этого шаблона, характерные для мещанской журналистики в целом, в частности точное следование приведенной выше стандартной схеме в композиции и содержании. Например, в «Ladies Home Journal» по одинаковой схеме строятся очерки об известном актере Р. Редфорде, популярной кинозвезде последних лет и четвертой жене знаменитого тенора Ф. Синатры.

В последнем присутствует один из компонентов мещанского стандарта, которого нет в первом. Он рассчитан на обывателя. Редфорд представлен читателю как смелый, целеустремленный человек, склонный к риску - автогонщик, чемпион по лыжному спорту, неукротимый изобретатель в своих киноподвигах.

В характере жены Синатры Барбары выделяются качества, престижные для женщины буржуазного общества: терпеливость (четыре года ждала, пока Фрэнку вновь захочется жениться), острый юмор, умение играть в гольф и теннис, устраивать блестящие вечера и мастерски готовить спагетти. Сами по себе качества, выделенные журналом в характере каждого из персонажей, заслуживают уважения, но подаются они как часть традиционного мифа об обществе равных возможностей, а потому рассчитаны на определенный пропагандистский эффект.

Присутствует здесь и «мещанский подтекст», несмотря на внешнюю удаленность от мещанства. Внушая читателю, что успех зависит от личного умения, журнал нацеливает его сосредоточиться на личном, отвлечься от общих проблем. Цель его - убедить «тонущего» мещанина, что в своих неудачах виноват он сам, поскольку не обладает качествами, приносящими успех.

В подтексте можно заметить и аитиинтеллектуальную направленность. Открытой пропаганды невежества нет, но черты персонажей, подаваемые как залог успеха в жизни, обычно не связаны с образованием и высокой интеллектуальностью. Важную часть мещанского стандарта составляет (на первый взгляд тоже не столь существенное) перечисление деталей одежды Редфорда (зеленая водолазка, коричневые брюки с индийским поясом, ковбойские ботинки, которые автор видел на нем еще в 1971 году); особо подчеркивается, что рост его не ниже шести футов и что он не красит свои волосы (опровержение сплетен).

В типично американском духе - в переводе на доллары - дано описание внешности Барбары: в 20-долларовом платье она выглядит на миллион долларов, но предпочитает дорогие наряды - лучшие, чем у Ж. Онассис, в них она позирует дизайнерам Голливуда.