СМИ и человек труда

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Дегуманизация личности

w-014Если на страницах буржуазной прессы находится больше чем достаточно места, а на экранах телевизоров времени для показа преступников и эротических сюжетов, то для показа людей труда, тех, кто создает материальные блага, ни того, ни другого не отводится; они никогда не являются и не могут стать героями дня в обществе потребления.

Предмет внимания средств массовой информации вещи, материальные ценности, которые они наделяют, как всякий фетиш, идеальными качествами. Как писал К. Маркс, в буржуазном обществе «все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы».

Буржуазная действительность убедительно свидетельствует о том, что человек в капиталистическом обществе отчуждается от продуктов своего труда. Это явление, в частности, выражается и в том, что человеку труда в прессе, на радио и телевидении отводится самое незначительное место, в то время как производимые им продукты фетишизируются и заменяют его. Именно в силу такой антигуманной позиции героем буржуазной пропаганды становится либо морально больная личность, либо идеализированная вещь.

Тот факт, что герои сенсаций по существу превращаются в героев буржуазной пропаганды, некоторые западные идеологи склонны объяснять тем, что их, дескать, дает сама жизнь, а печать, радио и телевидение лишь сообщают о них, как и обо всех других событиях.

Это соответствует истине только в том, что в буржуазном обществе действительно немало нравственных калек. Что же касается освещения всех других событий, то реальность свидетельствует об упорном замалчивании буржуазной пропагандой фактов и явлений, не укладывающихся в рамки ее идеологических построений.

И, кроме того, подобное утверждение опровергается тем, что и в псевдохудожественных образцах массовой культуры, представленной телефильмами, комиксами, фотороманами и другой продукцией, герой остается тем же самым, что и в сенсационных материалах.

Он, конечно, носит обобщенный, а не конкретный характер, предстает, если так можно сказать, даже более совершенным образцом, но всегда является нравственно искалеченной личностью, что и герои сенсаций.

Правда, авторская выдумка иногда даже идет дальше, чем до того могут додуматься настоящие убийцы и грабители. Потому-то многие из них заявляли, что само преступление и его техника им были подсказаны «шедеврами» массовой культуры.

Один из молодых людей из банды грабителей, пойманной в Италии, на вопрос о том, где они обучались такой профессиональной технике грабежа, ответил: «Мы ей научились, смотря снова и снова фильмы насилия. Некоторые фильмы очень полезны, это настоящие учебники». Так произведения массовой культуры превращаются в образцы для подражания, калеча души и, в конечном счете, судьбы людей.

Однако если герои сенсаций или фильмов становятся такими образцами стихийно, то сфабрикованные усилиями буржуазной пропаганды идолы и кумиры откровенно навязываются молодежи в качестве непререкаемых авторитетов.

Чаще всего это звезды кино или эстрады, рекламу которым создает целая группа специальных иллюстрированных изданий, называемых «прессой идолов и звезд», другие газеты и журналы, радио и телевидение.