Усыпить бдительность обывателя

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Дегуманизация личности

w-039Бизнесменам в искусстве иногда приходится проводить «мероприятия» по борьбе с засильем жестокости на домашних экранах, чтобы усыпить бдительность общественности.

В частности, был разработан новый вид телевизионного насилия, так называемое приемлемое насилие (например, злодей сам падает из окна вместо того, чтобы гибнуть от пули героя).

Кроме того, изобретен еще один способ «смягчения» жестокости: героя вместе с его агрессивными поступками помещают в нереальную, отвлеченную обстановку (например, Варфоломеевская ночь в серии «Доктор Кто» или приключения американской семьи в фильме «Потерянные в космосе»).

А одна из коммерческих станций Англии за несколько секунд до наступления акта насилия оповещает своих телезрителей о его приближении специальным значком, который появляется в углу экрана. Те, у кого слабые нервы, могут закрыть на это время глаза или выйти из комнаты. И наконец, еще новшество - так называемый семейный час, введенный в США в 1975 году.

Он длится с 19.00 до 21.00, когда демонстрируются передачи, рассчитанные на просмотр всем семейством, а значит, практически идущие без показа жестокостей. Все остальное просмотровое время отдано на откуп насилию без всяких ограничений. Таковы основные «меры» по борьбе с ним в буржуазном телевидении, отнюдь не препятствующие этому бизнесу.

«Подавляющее большинство владельцев телесетей уверены, - пишет польский еженедельник «Радио и телевизия», - что количество зрителей находится в прямо пропорциональной зависимости от количества сцен насилия в передачах. А чем больше аудитория, - тем выше тариф за рекламу. За 1 минуту рекламы в таких сериях, как «Я - шпион», рекламные агентства платят телекомпании по 60 тыс. долларов.

При такой цене вряд ли откажешься хоть от одного выстрела». Другая причина «популярности» насилия кроется в самой природе «массовой культуры». Ее произведения, являющиеся всего лишь суррогатами искусства, создаются по самым низким стандартам и образцам. Как правило, в них отсутствуют глубокие психологические мотивировки поступков героев, все сводится к использованию шаблонных схем и сюжетных ходов.

Упоминавшийся уже профессор Гербнер так объяснил существующее положение: «Насилие является одним из самых дешевых и простых в использовании драматических ходов. А так как любое произведение должно показать человека в процессе изменения - побед, потерь, приобретения опыта и т.п., то пришлось бы показать все это в рамках сложной человеческой психологии и нужен был бы талантливый сценарист и хорошие актеры.

Это стоит больших денег. Гораздо легче и дешевле решать конфликты одним выстрелом - герой убивает негодяя. Таким образом, насилие - самый короткий путь убедить зрителя в том, кто побеждает, на чьей стороне сила и власть». Тем не менее, волнующая общественность проблема на самом деле гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Сторонники «массовой культуры» изо всех сил пытаются выдать насилие за одну из сторон эскейпизма, своего рода атрибут развлекательных программ. Вот, например, какое мнение существует о вестерне, который, как известно, по насыщенности жестокостями стоит на первом месте. «Вестерн, - говорил программный режиссер сети АВС Т. Мур, - наиболее простое, отвлекающее развлечение, не больше».