Клерикальная печать

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Пропаганда и религия

bj-2В систему средств массовой информации и пропаганды в буржуазном обществе включены, как особая группа клерикальная печать, радио и телевидение, находящиеся в финансовой зависимости от церкви, религиозных организаций или светских групп и ведущие непосредственную обработку верующих. Однако масштабы их деятельности в некотором смысле ограничены.

Прежде всего потому, что они обращены только к верующим, а также потому, что не все церкви и религиозные организации обладают достаточно сильными позициями в области пропаганды.

В связи с этим распространение религиозных идей и ценностей, а также социально-политических доктрин церквей возлагается и на так называемые светские органы печати, радиовещание и телевидение.

Обращаясь с их помощью к миллионной аудитории капиталистических стран, буржуазные журналисты очень умело и тонко, используя зачастую методы изощренной церковной пропаганды, по сути своей выполняют роль проповедников религиозной идеологии.

Порой «светская» печать достигает в этом такого совершенства, что вызывает даже зависть у журналистов из клерикальных изданий и желание перенять опыт. Так, в свое время французский католический журнал ««Presse-actualite», », издающийся клерикальным издательством «Бэйяр-пресс», писал по поводу одного из номеров еженедельника «Le Nouvel Observateur», в котором было опубликовано несколько материалов на религиозные темы, что его «способ подачи информации религиозного характера показывает печати новые пути, по которым она могла бы пойти».

Тем не менее, характер, методы и приемы пропаганды религиозной идеологии в «светской» буржуазной печати, радио и телевидении имеют свои особенности, вызванные рядом причин.

Во-первых, обычно она бывает более завуалированной и тонкой, поскольку обращена к широкой аудитории, включающей в себя как верующих, так и людей либо равнодушных к религии, либо стоящих на атеистических позициях. Кроме того, большое значение имеет и тот факт, что группу верующих представляют люди разных классов и социальных групп.

Во-вторых, в некоторых странах религиозную пропаганду отличает достаточно общий характер, не связанный тесно с той или иной конфессией, церковью, религиозным направлением или течением, поскольку аудитория представлена приверженцами разных религий, церквей и направлений.

Если во Франции и Италии речь идет в основном о пропаганде католицизма, то в Германии и Англии есть последователи и католицизма и протестантизма, а в США живут приверженцы разных религий - различных течений протестантизма, католицизма, иудаизма и т.д. И наконец, немалое влияние на характер религиозной пропаганды оказывают и национальные традиции, и разный уровень религиозности, и ее различные формы, неодинаковая степень политической и социальной активности церквей и клерикализации общественной жизни.

При всей сложности и многообразии факторов, влияющих на формы и методы религиозной проповеди в буржуазной печати, на радио и телевидении, в целом можно говорить о том, что ее сущность, ее цели и задачи являются общими для всей буржуазной пропаганды.

В основном материалы, так или иначе связанные с религиозными проблемами, с деятельностью религиозных организаций или церквей, сосредоточиваются в специальных рубриках, которые есть практически во всех буржуазных газетах и журналах, в радиопередачах и телепрограммах.

Обычно эти рубрики ведутся либо опытными журналистами, имеющими теологическое образование и непосредственную связь с информационными офисами религиозных организаций, либо представителями духовенства, обладающими опытом журналистской работы.