Освещение мероприятий в СМИ

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Пропаганда и религия

w-040Печать, радио и телевидение охотно рассказывают о визитах священнослужителей в другие страны, об участии в международных форумах, встречах с общественностью, подчеркивают новый, современный стиль их руководства, личные деловые качества, которые способны вызвать людские симпатии.

Так, показательной может быть статья о римском викарии кардинале Полетти, которую журнал «Panorama» опубликовал в связи с одним из его выступлений. Повествуя о жизненном пути кардинала, еженедельник сначала не преминул упомянуть о хобби викария - прогулках в горы, а затем указать на его административные способности, в подтверждение чему были приведены слова одного из кардиналов о том, что «Полетти - современный менеджер».

В 1975 году буржуазная пресса Англии не менее ярко писала о динамичности, решительности Д. Когана после посвящения его в сан архиепископа Кентерберийского, а французский еженедельник «Экспресс» в свое время снабдил помещенный на обложке портрет кардинала Вейо подписью «церковные технократы», а в тексте утверждал, что «техника «brain-trust» постепенно переходит от Кеннеди к епископам».

Однако такие оценки возможны лишь в рамках дозволенного: о личных качествах прелатов упоминают в той мере, в какой они могут способствовать созданию их позитивного образа - как людей сегодняшнего дня. В тех же случаях, когда их мирская жизнь выходит за эти рамки, буржуазная пресса предпочитает отмалчиваться.

Так было, например, в 1974 году, когда французского кардинала Даниэлу смерть настигла в квартире 24-летней блондинки М. Сантони. Крупнейшие буржуазные газеты страны, такие, как «Фигаро» и «Монд», в которых неоднократно появлялись «праведные» проповеди Даниэлу, случившееся не прокомментировали, а сообщили только, что кардинал умер «в гостях у приятеля», а клерикальная печать даже опровергала сведения, просочившиеся на страницы падких на сенсацию изданий, в частности американского журнала «Newsweek».

Старательно затушевывая факты, способные дать негативное представление о деятельности «святых отцов», буржуазная пропаганда столь же старательно повествует обо всем, что свидетельствует об их благочестии.

Особенно охотно она рассказывает о церковниках, которые не запятнали себя сотрудничеством с фашистами.

Эта тема в последние годы приобрела большую остроту в связи с опубликованием ряда документов, которые свидетельствуют о пособничестве церковных иерархов фашистским режимам. Печатая, например, такие материалы, как жизнеописание кардинала Элиа Далла Коста,

буржуазная печать стремится тем самым как бы реабилитировать в глазах читателей всю церковную иерархию.

В них воспеваются духовное величие священнослужителей, их забота о благе всех людей; они напоминают «жития святых» и посвящаются не только фигурам прошлого.

Стремление церкви к обновлению, вызванному жизненной необходимостью, порождает в ней различные течения и направления. Те, кто считает обновление доктрин мерой, способной принести лишь временный успех, а в целом нанести серьезный удар престижу церкви и поколебать ее вековечные устои, становятся в ряды традиционалистов. Те же, кто признает официальную позицию в этом плане недостаточно радикальной, пополняют ряды сторонников прогрессизма.

Но в среде и первых и вторых нет единого мнения о формах оппозиции официальной линии церкви. Одни ратуют за усиление политического влияния церкви в обществе или, наоборот, высказываются против этого, другие сводят проблемы реформ к теологическим спорам или выступают против всякой модернизации религиозного учения.