Гибкость и влияние

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Пропаганда и религия

str-18Буржуазная печать, радио, телевидение немало внимания уделяют представителям различных религиозных течений. Однако, если к официальной линии церквей, в целом, они относятся одобрительно, то в оценке тех, кто выступает против этой линии или частично не согласен с ней, они проявляют достаточную гибкость и осторожность.

На эту оценку оказывает значительное влияние политическая ориентация определенных кругов буржуазии, под финансовым и идеологическим контролем которых находятся средства массовой информации в капиталистическом обществе.

В кругах буржуазии есть и поборники оголтелого антикоммунизма, и сторонники жесткого курса, и в то же время определенные группы, придерживающиеся более реалистического курса в области как внутренней, так и внешней политики. Соответственно все они по-разному оценивают те или иные веяния в церкви.

Так, курс церковников-традиционалистов, ратующих за возврат к прошлому, находит широкую поддержку в правых изданиях.

В 1976 году большой отклик на страницах печати, в радио и телепередачах нашла деятельность французского кардинала Лефевра, который выступил с яростными нападками на официальный курс Ватикана, с призывами пролить кровь в защиту веры, к борьбе с сатаной, проникшим в сердце католической церкви.

Среди тех, кто поддерживал Лефевра, - представители самых реакционных политических сил «светского» общества, наследники фашизма как во Франции, так и в других странах. Правые издания, конечно же, открыто выступили на стороне этого палладина «холодной войны».

Другие издания, прямо не высказывавшие похвалы в его адрес, тем не менее создавали ему рекламу, помещая изрядное количество информации. Так, в 1976 году «Paris match» опубликовал его портрет на обложке, а в 1977 году вынес в заголовок слова Лефевра о том, что «сатана и его приспешники захватили официальную церковь, центр которой находится в Ватикане. В таком случае непослушание становится ответственным долгом!».

В то же время итальянский еженедельник «Эуропео» вынужден был выступить с довольно резкой статьей по поводу деятельности этого «капеллана черного интернационала», поскольку его прямая связь с фашистскими молодчиками вызывает возмущение в широких кругах общественности Италии, страны, где бомбы неофашистов унесли уже немало человеческих жизней и где угроза правого заговора стала очевидной реальностью.

Видя, что крайне правая позиция тех или иных священнослужителей не находит широкой поддержки в массах, а их нападки на официальный курс подрывают авторитет церкви в глазах верующих, церковная иерархия начинает оказывать давление на своих пастырей.

И тогда защиты и покровительства они ищут у кругов реакционно настроенной буржуазии, как это было с отцом Лелонгом, который читал проповеди на радиостанции «Франс-кюльтюр».

Под нажимом французского епископата он был вынужден отказаться от этой трибуны, с которой не раз звучали его критические замечания по поводу послесоборного курса Ватикана, и был пригрет в редакции «L’Aurore», поддерживающей традиционалистов в церкви.

Что касается различных течений, выступающих под флагом «религиозного модернизма», «прогрессизма» или «радикализма», то и их буржуазная пропаганда отнюдь не обходит молчанием, за исключением тех органов, которые прямо поддерживают крайне правые силы.