Мнимая свобода мнений

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Пропаганда и религия

str-8Пропаганда использует факт существования многочисленных религиозных течений для того, чтобы создать представление о якобы непрекращающемся процессе обновления религии и идущей в ногу со временем церкви, а кроме того, с одной стороны, подчеркнуть мнимую свободу мнений в ее лоне и религиозный «плюрализм», с другой еще раз привлечь внимание читателей к религиозным проблемам.

Расставляя подобные акценты, буржуазная пропаганда оставляет в тени истинные причины, которые вызывают к жизни различные направления, а именно кризис религиозной идеологии, все более широкое распространение передовых, материалистических идей.

Однако благосклонное отношение к «церковным бунтарям» она сохраняет только до тех пор, пока их новаторская деятельность не начинает работать против религии в целом, дискредитируя ее основы. С этой точки зрения интересной является история епископа английской церкви Дж. Робинсона и его последователей. Внимание буржуазной прессы было приковано к его имени еще в начале 60-х годов.

Падкие на сенсацию английские буржуазные газеты писали тогда о «буйном пасторе» в связи с его участием в одном судебном процессе, затем они шумно возвестили о выходе в свет его книги «Честно перед богом», но со временем его «церковный радикализм» стал вызывать раздражение, которое перешло в недовольство.

Видимо, это можно объяснить тем, что «новые формы религиозной пропаганды не только не достигают цели, но и дискредитируют работу религиозных организаций, выявляют несостоятельность религиозного мировоззрения» .

В целом буржуазная пропаганда проявляет явную озабоченность современным состоянием религии, ее будущим. В статьях, радио- и телепередачах известные журналисты и видные деятели церкви в той или иной мере признают, что факты упадка религиозности и отхода значительных масс от церкви не редки.

Однако во всех них отчетливо прослеживается основная линия в трактовке этих явлений - стремление представить кризис религии не как следствие объективно-исторических причин, а как следствие недостатков в деятельности отдельных церковных организаций, в формах и методах религиозной пропаганды, вызывающих недовольство масс.

Показателен в этом плане заголовок статьи итальянской газеты «Corriere della Sera», в которой идет речь о состоянии религиозности в ФРГ, «Я отказался от церкви из-за налогов». Буржуазная пропаганда стремится агитировать в пользу религии рассказами о благотворительной деятельности церкви, ее заботе о чистоте нравов или устремлениях к всеобщему миру, а также фактами о «новшествах» в церковной практике.

Одно из «новшеств», когда священнослужители для привлечения прихожан в церковь превращают ее в подобие клуба, не отказываясь даже от такого малосовместимого с религиозной моралью представления, как стриптиз. Этим отличилась, например, унитарная церковь в одном из техасских городов, о чем сообщала газета «The New York Times».

В свое время английская пресса с одобрением повествовала и о «лучшей команде в Англии» - последователях Дж. Робинсона, церковь которых располагала баром, ночным клубом и прочими атрибутами «светского» общества.

Такой же рекламный характер носят и материалы, в которых рассказывается о приверженности к религии тех или иных «звезд» и кумиров публики. Учитывая, например, огромную популярность футбола в Италии, духовные отцы взяли под свое покровительство команды «Societa Sportiva Lazio», «Cagliari Calcio SpA», «Associazione Calcio Milan», в которых играют кумиры итальянских «тиффози» (tifosi - люди, сильно увлеченные своим хобби, итал.), а буржуазная пропаганда не преминула довести до сведения читателей эти факты.