Политические мифы и капитал

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Пропаганда и религия

w-071В обстановке разрядки международной напряженности и роста влияния миролюбивых сил информационно-пропагандистский комплекс стран государственно-монополистического капитализма стремится приспособить свою продукцию к новым условиям: мифы буржуазной журналистики подкрашиваются, представляются в завуалированной форме, не меняя от этого своей антинародной и антикоммунистической сущности.

Особенно старательно создаются политические мифы, в которых лобовой антикоммунизм сочетается со всякого рода ревизионистскими тезисами, теориями и разновидностями народного «капитализма».

Выступая под лозунгом прав человека, на деле буржуазная пропаганда, служа интересам капитала, пытается скрыть истинный, эксплуататорский облик буржуазного мира, который лишил сегодня десятки миллионов людей работы, элементарного права на труд.

Буржуазная пропаганда ведется в странах капитала всеми средствами информации дифференцированно, на различных уровнях; она рассчитана и на управляемых, и на управляющих.

В изданиях и передачах, предназначенных для управляемых, преобладает пропаганда мещанства, стяжательства, собственничества, потребительства. Органы массовой информации, спекулируя на низменных чувствах, внедряют порнографию, насилие. Они же, как правило, прибегают к самым грубым формам антикоммунизма и слегка завуалированного расизма и национализма.

В газетах и журналах, адресованных управляющим, представителям буржуазной элиты, преобладает антикоммунизм несколько завуалированный, но нескрываемый, ибо их издают и читают те, кто сами определяют характер буржуазной пропаганды.

И если в этих изданиях нет, как правило, порнографии и прямой демонстрации насилия, то от этого суть распространяемых ими морально-этических норм не меняется. Достаточно напомнить, скажем, выступления упоминавшегося уже американского журналиста Дж. Рестона по поводу событий в Иране, в которых он призвал по существу к вооруженному вмешательству в этом регионе ради интересов нефтяных монополий.

Распространение мифов буржуазной журналистики не ограничено внутренним рынком. Аппарат внешнеполитической пропаганды США, Великобритании, ФРГ и других стран государственно-монополистического капитализма активно насаждает их по всему миру, осуществляя политику, которую исследователи в социалистических и развивающихся странах справедливо назвали информационным империализмом.

При этом органы внешнеполитической пропаганды капиталистических стран стремятся выступать против любых форм регламентации их деятельности на международной арене. Показательна, например, та кампания против UNESCO, которая была развернута в связи с обсуждением декларации о роли средств массовой информации в борьбе против пропаганды войны, расизма и апартеида.

Выдвигая всякого рода вздорные и двусмысленные предлоги, американские и английские буржуазные газеты и журналы обрушились на UNESCO с грубыми нападками за выдвижение самой идеи о необходимости ограничить распространение военной и расистской пропаганды. Они увидели в этом посягательство на свободу печати, которая для них означает свободу говорить неправду.

Но сам факт обсуждения в UNESCO данной декларации и поддержки, оказанной ей подавляющим большинством стран мира, показал, что времена безраздельного господства западных пропагандистских монополий в эфире и в сфере международного обмена информацией уходят в прошлое.