Ручные СМИ

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

bj-41В Германии подвластные монополистам средства массовой информации, пытаясь отвлечь внимание населения от истинных виновников кризиса, распространяли нелепые утверждения о роли иммигрантов в ухудшении экономического положения в стране.

В печати, кроме того, стали публиковаться сообщения о политической «неблагонадежности» иммигрантов. Бульварные газеты, в частности, писали о том, что «гастарбайтеры» слушают передачи «коммунистических радиостанций» и «по приказу с Востока» готовятся к беспорядкам, саботажу и забастовкам.

Своеобразием отличается в сегодняшнем капиталистическом мире национализм, взятый на вооружение монополистической журналистикой Японии. Он представляет собой смешение национализма «старого» типа и «нового», оформившегося в послевоенные годы. Как известно, реакционный и агрессивный национализм правящих кругов этой страны в прошлом активно использовался ими для претворения в жизнь захватнических планов.

Излюбленными пропагандистскими тезисами японского милитаризма были утверждения о «превосходстве» и «исключительности» японской нации, ее «величайшей роли» в Азии. В довоенной Японии искусственно создавался культ «отца-императора», которому приписывалась роль главного хранителя «самурайского духа».

В печати часто можно было прочесть такие выражения, как «японский меч», «верность императору», «Япония - первая страна в мире», «харакири - лучшая смерть для самурая» и т.п.

Японские идеологи усиленно пропагандировали теорию «паназиатизма»; понимая ее как идею «возрождения» Азии под эгидой Японии и как необходимость решительного противодействия «европеизации».

Японский национализм тех лет носил ярко выраженный расистский характер. Националистическая пропаганда в современной Японии ведется с акцентом на экономическое «процветание» страны.

В буржуазной печати появляются образные сравнения Японии с солнцем, «восходящим над горизонтом современной высокоразвитой промышленности». Ее «великую миссию» сегодняшние националисты видят в осуществлении экспансии в другие страны с помощью торгово-экономических рычагов.

В самой Японии важная роль отводится националистической пропаганде внутри фирм и промышленных предприятий. В этом заключается одна из особенностей идеологической деятельности монополистического капитала Японии.

Проведением различного рода псевдопатриотических кампаний, массовым изданием производственных газет, журналов, брошюр, внутренней трансляцией по радио местных новостей и объявлений благодарностей «отличившимся» в работе и другими подобными мероприятиями крупная буржуазия преследует цель не только интенсификации производства и повышения производительности труда, но и препятствия росту классовой сознательности трудящихся.

Одновременно буржуазные средства массовой информации распространяют иллюзии о «гуманизме» социальных отношений на японских предприятиях и «патриотическом» сотрудничестве между рабочими и предпринимателями.

В последнее время в сообщения средств информации Японии стали проникать и элементы реакционного национализма «старого» типа. Празднование 100-летия буржуазной революции Мэйдзи превратилось с помощью печати, радио и телевидения в откровенно националистическую манифестацию правого толка.

Целям оживления пропаганды шовинистических чувств фактически служит также недавнее восстановление в качестве национального праздника «дня основания империи». Отдельные печатные органы вновь безудержно прославляют «героизм» самураев, их «беззаветную преданность императорскому дому».

В рекламном духе освещалось в печати скандальное дело писателя-реакционера Мисима, устроившего себе публичное харакири после неудачной попытки организовать военный антиправительственный путч. Многие газеты публиковали его любимое изречение: «Японский меч лучше любого ядерного оружия».