В духе «холодной войны»

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

bj-11В Германии наглядным примером откровенной националистической пропаганды являются издания крупнейшей печатной монополии А. Шпрингера.

Грубый национализм и махровый антикоммунизм тесно переплетаются в деятельности шпрингеровской прессы, в особенности ее ведущих газет «Die Welt» и «Bild Zeitung».

По мнению западногерманского прогрессивного исследователя Г. Гляйссберга, шпрингеровскую прессу отличают четыре особенности:

  1. Примитивный антикоммунизм в духе «холодной войны»;
  2. Стремление вбить клин в отношения партий правящей коалиции и отдельных членов федерального правительства;
  3. Активное противодействие разрядке напряженности;
  4. Попытки затушевать классовые противоречия путем пропаганды классового примирения.

Все четыре «базисных» принципа Шпрингера зиждутся на грубой эксплуатации националистических предрассудков. Вероятно, трудно найти в истории мировой печати более наглое давление на правительство со стороны прессы, как это было в Западной Германии в первой половине 70-х годов - в период обсуждения и принятия бундестагом договоров ФРГ с СССР, ПНР, ГДР, ЧССР.

Шпрингеровские газеты изо дня в день твердили о «распродаже национальных интересов» и злобно обвиняли правительство в «предательстве». Например, в статье «Вмешательство из Москвы» не постеснялась назвать тогдашнего канцлера В. Брандта «очень удобным и полезным для Кремля немцем».

Пресса сознательно раздувала противоречия между различными группами и отдельными лидерами правящей коалиции партий СДПГ и СвДП. Весьма наглядные данные были получены группой ученых из университета г.Мюнстера, изучавших в этот период политическую направленность шпрингеровской прессы.

Из просмотренных ими 159 материалов газеты «Bild Zeitung» на тему «Восточная политика правительства Брандта - Шееля» только три носили сравнительно позитивный характер, в остальных публикациях политика улучшения отношений ФРГ с социалистическими странами подвергалась резкой критике.

В августе-сентябре 1978 года шпрингеровская пресса возглавляла шумную антиправительственную кампанию по поводу якобы раскрытия «коммунистической шпионской сети» внутри СДПГ, «Die Welt» в течение почти двух недель печатала клеветнические домыслы под рубрикой «Предательство в Бонне».

Как выяснилось впоследствии, никаких оснований для обвинений ряда деятелей СДПГ, занимающих видные государственные и партийные посты, в шпионаже в пользу «восточного блока» не существовало.

Кампания была преднамеренно организована реакционными кругами в сотрудничестве со шпрингеровской прессой с целью дискредитации «восточной политики» СДПГ накануне выборов в земельные ландтаги.

С газетами Шпрингера по масштабам националистического манипулирования массовым сознанием могут сравниться в ФРГ орган ХСС (партия Штрауса) газета «Байернкурир» и печатные издания, связанные с неонацистским и реваншистским движением.

Воинствующий шовинизм и национализм «Bayernkurir» достаточно красноречиво отражают следующие заголовки и выдержки из статей, опубликованных в этой газете накануне выборов в бундестаг в 1972 году:

  • «Вода на мельницу Москвы. Восточная политика Брандта разрушает шансы Европы»;
  • «Наше правительство лишено чувства национального достоинства, оно постепенно становится орудием советского коммунизма»;
  • «Кто не враг себе, кто любит Германию, у того один выбор: против Брандта» (это указание, за кого не голосовать на выборах);
  • «Правительство Брандта - Шееля сидит у Кремля на поводке» и т.п.

Призывая голосовать за Штрауса, «Bayernkurir» величала его «спасителем фатерланда» и «единственным немецким политическим талантом после Бисмарка и Аденауэра».