Страх перед собственным народом

Автор: Zasurskii. Опубликовано в Расы и нации

w-021Активнее и коварнее с каждым годом становится националистическая пропаганда империализма, направленная на население развивающихся стран.

С ростом влияния этих стран в мировой политике и с усилением классовой поляризации внутри национально-освободительного движения монополистическая буржуазия заметно волнуется и тем настойчивее, не брезгуя никакими средствами, пытается привить народам освободившихся стран грубый антикоммунизм и свои морально-идеологические ценности.

С помощью разжигания националистических чувств она надеется оказать на них давление и заставить пойти по пути капиталистической ориентации. С нескрываемой симпатией буржуазная журналистика поддерживает те стороны национализма в странах Азии, Африки и Латинской Америки, которые содержат в себе реакционные (антинародные и антикоммунистические) черты.

В последние годы в ряде развивающихся стран произошли определенные сдвиги в расстановке социально-политических сил, вызванные классовой дифференциацией в обществе. Хотя национализм правящих кругов освободившихся стран, взятых вместе, еще не утратил своего общедемократического содержания, выражающегося в его антиимпериалистической направленности, все же реакционная тенденция в его развитии, связанная с угнетением национальной буржуазией собственного народа, стала проявляться гораздо заметнее, чем прежде.

По мере завоевания политической независимости и упрочения своей власти национально-буржуазные круги в ряде развивающихся стран все больше обнаруживают признаки соглашательства с империализмом и перехода на реакционные позиции.

Национализм в этих случаях, как и повсеместно в капиталистическом мире, используется как средство раскола антиимпериалистических, антимонополистических сил и отвлечения трудящихся от классовой борьбы. Он выполняет роль, своего рода троянского коня в неоколониалистском проникновении империализма в развивающиеся страны.

С почти одинаковым одобрением империализм поддерживает и шовинизм фашистских диктатур Латинской Америки, и правореформистские теории афро-азиатского социализма «национального типа», и проявления религиозно-националистического фанатизма в Пакистане, Бангладеш или в Индии, и африканские концепции «негритюда» с их прославлением расовой «исключительности» человека с черным цветом кожи, и почти средневековый феодально-аристократический и теократический панисламизм правителей Саудовской Аравии.

Одной из самых излюбленных тем современной буржуазной журналистики является тема национальных и расовых конфликтов в тех или иных развивающихся странах, распрей и противоречий между молодыми освободившимися государствами.

Широкую огласку в империалистических средствах информации получают всегда также проявления трайбализма (межплеменной вражды), который далеко еще не изжит в некоторых африканских странах. Любовь к подобного рода сообщениям свидетельствует об очевидной заинтересованности буржуазной журналистики в разжигании националистических и трайбалистских настроений у народов бывших колоний.

При этом любопытно подчеркнуть одно важное обстоятельство: если раньше монополистическая буржуазия в какой-то мере боялась активизации националистических действий правящей верхушки освободившихся стран, справедливо полагая, что это может обернуться против нее, то сейчас, зная о появившемся у этой верхушки страхе перед собственным народом, она нередко сама содействует раздуванию в таких странах национализма, надеясь с его помощью прервать радикализацию социально-политической обстановки и самое главное помешать сближению национально-освободительного движения с мировой системой социализма.